Происхождение и развитие психики человека. Психика и сознание. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Теория А.Н.Леонтьева, К.Э. Фабри о развитии психики. Происхождение психики; основные этапы развития психики Происхождение психики человека

Психика человека и животных

Возникновение психики

Стадии развития психики

ВНД как основа психической деятельности

Сознание. Подсознание. Бессознательное

Основные функции психики. Особенности психического отражения

Этимологически слово "психика" (греч . душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях .

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика - это "субъективный образ объективного мира" .

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика -это системное качество мозга , реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями . Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир , природу, ее отражение- полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей .

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

психическое отражение углубляется и совершенствуется;

обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

преломляется через индивидуальность человека;

носит опережающий характер.

6. Основные этапы развития психики

Развитие психики у животных проходит ряд этапов

Рис. 2

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens - человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции - специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений .

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности .

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека .

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума; волевые - решительность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, - характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Пути научного решения проблемы природы, строения и развития высших психических функций были разработаны в культурно-исторической концепции, которая возникла в отечественной психологии на этапе ее становления (конец 20-х - начало 30-х гг.). Ее автор Лев Семенович Выготский (это название появилось после смерти Выготского). Публикации по культурно-исторической теории относятся к 1928 г.

Социальная личность - совокупность общественных отношений, воплощенная в индивиде. Сущность психики с положительной стороны - интенциональное (интенциональность - направленность сознания или психики на предмет) отношение к предмету. Личность - первичное, что созидается вместе с высшими функциями.

В своей работе “Проблема возраста” Л.С.Выготский описывает теорию детского развития, согласно которой развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового.

Подражание - это все, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве.

Общая структура психических явлений

Под мотивацией понимается совокупность психических процессов, обеспечивающих уровень энергетики и направленность поведения. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности -приводящего к возникновению мотивационного напряжения субъективного отражения нужды человека в чем-либо.

Психический процесс - психическая функциональная система в действии.
Психическое состояние - внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени.

Психические свойства - индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

Психическая полноценность организма заключается в нормальном осуществлении двух основных функций - побудительной и регуляторной (ориентирующей). Побудительная функция психики реализуется в отражении организмом его текущих состояний, связанных с удовлетворением жизненно важных нужд (чувство голода, сытости, жажды, боли, опасности и т.д.). Регуляторная функция состоит в способности организма адекватно отражать окружающую среду в форме психических образов (ощущения, восприятия, памяти, воображения и т.п.) и направлять с их помощью свою двигательную активность.

Способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности.



Характер определяется как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для личности способы поведения.

Социальная позиция - это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Она характеризуется прежде всего совокупностью прав и обязанностей. Заняв данную позицию, человек должен выполнять социальную роль, т.е. осуществлять совокупность действий, которых от него ожидает социальное окружение.

Психика – это форма активного отображения объективной реальности, которая возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром. В поведении осуществляет регулятивную функцию.

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Выготского, Леонтьева, Лурии.

Психологический словарь – Психика – общее понятие которое объединяет многие субъективные явления, изучаемые психологией. Есть два различных понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

1) Материалистическое – психические явления – это свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием самопознания.

2) Идеалистическое понимание – в мире существует не одно, а два начала – материальное и идеальное. Они независимы, вечны, несводимы и невыводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи. В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь.

В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, воспитанием и воспроизводством. Это нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования, шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущение, восприятие, память, мышление и т.д.

Улучшение структуры и функций Н.С. послужило основным источником развития психики.

Дальнейшее развитие психики идет за счет памяти, речи, мышления, сознания и использования знаковых систем. Ускорили психическое развитие людей изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры, возникновение речи.

3) Дуалистическое понимание.

Существуют разные подходы к пониманию психики:



1. Психика присуща только человеку (антропопсихизм Декарт)

2. Всей природе (фр. Материализм, панпсихизм)

3. Свойство живой природы (биопсихизм)

4. Свойственна только организмам, которые имеют Н.С. (нейропсихизм Дарвин)

5. Психика только у …… с трубчатой Н.С., имеющих головной мозг (мозгопсихизм Платонов)

6. Наличие чувствительности. Критерий появления зачатков психики. Способность образовывать условные рефлексы. (Леонтьев).

Бехтерев – психика – это энергия.

Леонтьев – Это свойство живых, материальных тел способных своими … отражать окружающий мир, это свойство высокоорганизованной материи отображать объективную реальность.

3 составляющих психики: действия мозга, взаимодействие с людьми, внешний мир. Психика – особенная способность.

Происхождение психики.

Начала – материальное, идеальное, дуалистическое.

Идеальное – Пьер де Шарден.

Материальное – в результате длительной биологической эволюции живой материи.

Концепция Фабри и Леонтьева (матер.)

1) Стадия элементарно-сенсорной психики

а) низший уровень – простейшие многоклеточные живущие в воде. Характеризуются примитивными элементами чувствительности, развитая раздражимость, слабая двигательная активность.

б) высший уровень – черви, улитки. Наличие ощущений, появление органов манипуляции (челюсти), четкая реакция на биологические раздражители. Способность к формированию элементарных рефлексов., развитая двигательная активность. Способность уходить от неблагоприятных условий среды.

2) Стадия перцептивной психики.

а)низший уровень – рыбы, моллюски, насекомые. Характеристика – отражение внешней действительности в форме образов в форме предметов. Формирование двигательных навыков.

б)высший уровень – птицы и высшие позвоночные. Характеристика – решение задач (элементарные формы мышления). Складывается определенная картина мира. Способность к научению.

в)наивысший уровень (стадия интеллекта) обезьяны, собаки, дельфины.

Характеристика – способность решать одну задачу разными способами. Создание орудий, способность к познанию, установление причинно-следственных связей.

Леонтьев – психика – особое свойство высокоорганизованной материи (мозг) отражать объективный мир.

Бехтерев – психика – есть выражение особого напряжения энергии нервных центров.

Большаков – психика – есть совокупность химических, механических, электрических, физиологических процессов протекающих в Н.С. Это микрокосмос, где микрокосмос сжимается, собирается в своей само тождественности. Есть виртуальное сжатие природы. Субъективный образ объективного мира, что значит особое свойство высшей организованной материи.

Психика возникает только у живых тел и не у всех, а лишь у тех, кто ведет активную деятельность. А это требует активной психической деятельности.

Особое свойство – не сводимость к физиологическим процессам, предвосхищение будущего. Особое свойство высокоорганизованной материи (мозга), идеальное как продукт материального органа, мозга.

Образ только в сознании (в психике), в отличие от материального.

Идеальное – есть отражение материального.

Отражение – представленность одной реальности (мира), в другой (в человеке).

Отражая действительность человек получает возможность выражать себя и регулировать свое поведение. Отражение не зеркально, оно пристрастно и не объективно. Человек и его психика это не две системы, это единая система. Несмотря на то, что психика субъективна, изначально она социальна. Субъект обладающий психикой творит историю.

Психика как процесс и как содержание. Проблема отражения связана с деятельностью. В деятельности психическое раскрывается как система и сама деятельность образует одну из детерминант психических явлений.

Формы психического отражения.

Внутренняя среда – отражается в потребностях, ощущениях, удовольствия – неудовольствия.

Внешняя среда – отражается в образах и понятиях.

Отражение внутренней среды – отражаются не раздражители, а их оценка.

Внешнее отражение связано с побуждением к действию.

Отражение внешней среды: внутреннее состояние, побуждение, движущие силы.

Окружающий мир (образы): основа для ориентирования в окружающем мире.

Формы проявления психики. Структура психики.

1. Психические процессы: познавательные – ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь; эмоциональные – эмоции, чувства; волевые – механизм волевых действий, волевые качества.

2. Психические состояния: подъем, упадок, уверенность, бодрость.

3. Свойства личности: направленность (интересы, потребности, мотивы), способности, темперамент, характер.

4. Психические образования: знания, умения, навыки, привычки.

Функции психики: отражение, регуляция поведения и деятельности, предвидение (экспектации).

Уровни психического отражения: непосредственное чувственное отражение; уровень предметного восприятия; уровень абстрактно-теоретического мышления.

Происхождение и развитие психики (гипотеза Северцева)

Через способы приспособления живых организмов к изменениям условий среды: путем изменения строения и функционирования органов (общий для растений и животных); путем изменения поведения без изменения организации (только у животных и связан с развитием психики в 2х направлениях – медленное изменение форм (инстинктов) и развитие способности к научению).

Леонтьев: Возникновение психики.

Толчком к появлению психического отражения (чувствительности), мог послужить переход от жизни в однородной среде к сложной среде.

Чувствительность появилась на базе раздражимости, а это значит, что идея отражения связей между свойствами среды.

Как психика развивалась: усложнение форм поведение, совершенствовались способности к научению, усложнение форм психического отражения.

Главенство деятельности в развитии психического отражения.

2. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики.

3. Стадии развития психики. Типы поведения.

4. Самосознание.

Основные термины: определение психики, психическое отражение, раздражимость, чувствительность, стадии развития психики, типы поведения, исторический характер сознания, психика животных, самосознание, психические свойства личности, психические состояния, психические процессы, самопознание, самонаблюдение.

1. Материалистическое и идеалистическое понимание психики

Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют вещественные явления (окружающая природа, люди, различные предметы) и не вещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, трудно объяснимые.

Не имея возможности правильно понять эти явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира.

Так возникло представление о мире и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Эти представления оформились в философские, взаимоисключающие друг друга направления: материализм и идеализм.

Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и идеализмом продолжается и в наши дни. Появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей, а сохранение его до настоящего времени поддерживается классовыми противоречиями.

Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.

Психика, по мнению идеалистов, – это проявление бесплотной, нематериальной основы – “абсолютного духа”, “идеи”.

В зависимости от исторических условий идеализм менял свои формы, но сущность его остаётся той же.

Материалистическое понимание психики: психика – явление вторичное, производное от материи, а материя – первичное, основа, носитель психики.

Первичность материи и вторичность психики доказывает то, что психика возникает на определенном этапе развития материи.

До появления на земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая природа, возраст её исчисляется миллиардами лет. Первые живые существа появились несколько миллионов лет назад.

Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство организованной материи – мозга.

То, что психика действительно является продуктом деятельности мозга, доказывают эксперименты на животных и наблюдения за людьми.

При определенных повреждениях мозга всегда неизбежно наступают изменения психики:

1) при поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария мозга нарушается ориентировка человека в пространстве;

2) поражение височных отделов нарушает восприятие (понима­ние) речи, музыки.

В своей работе “Рефлексы головного мозга” (1863 г.) И.М. Се­ченов писал, что психическая деятельность – это рефлекторная, или отражающая действительность. Рефлексы головного мозга включают три звена:

Первое, начальное звено – возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.

Второе – центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства).

Третье, конечное звено – внешние движения и действия человека.

Все три звена взаимосвязаны друг с другом.

Значение положений, выдвинутых Сеченовым:

1) раскрывается причинная обусловленность психических явлений внешними воздействиями;

2) психика рассматривается как результат протекания физиологических процессов возбуждения и торможения в коре мозга;

3) психика рассматривается как регулятор внешних движений и поведения в целом.

Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование рефлекторной теории деятельности мозга дано в трудах И.П. Пав­лова. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельности.

Психика есть деятельность мозга, отражающая окружающую действительность характеризующаяся физиологическими механизмами, лежащими в её основе.

Особенности психического отражения

Характеристика психики как отражение человеком окружающей действительности определяется следующим

1. Психика – это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс “Отражение природы и мысли человека” (В. Ленин).

2. Психика – это такое отражение объективной действительности, при котором любое внешнее воздействие (объективное) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через психическое состояние, которое имеется у человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях. Например:

1) процесс обучения и воспитания детей;

2) все дети смотрят одну и ту же картину, но одно и то же внешнее воздействие вызывает различное субъективное отражение.

Преломление внешних воздействий через внутренние особенности человека зависит от возраста, уровня знаний, степени активности, сформировавшегося мировоззрения.

Таким образом, содержанием психики являются образы реальных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий (образы объективного мира).

Образы возникают в зависимости от прошлого опыта, интересов, чувств, мировоззрения, поэтому отражение субъективно.

Всё это даёт право сказать, что психика – субъективное отражение объективного мира, или психическое отражение.

Психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности.

Образами материального мира являются снимки, слепки, копии существующих предметов, явлений, событий.

Психическое отражение – это такое отражение, при котором внешнее воздействие преломляется через внутренние особенности того, кто отражает, и поэтому психика является субъективным отражением объективного мира.

3. Психика – это правильное, верное отражение мира, проверяемое и подтверждаемое общественно-исторической практикой

2. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики

В качестве объективного представление (критерия) психики А.Н. Леонтьев рассматривал способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.

Биологически нейтральные воздействия – это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют в обмене веществ.

Реагирования находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами, являются их потенциальными сигналами, связаны с иной формой активности живых существ – поведением.

Все животные имеют сигнальное поведение, а на основании этого можно считать, что у них есть психика.

Чтобы убедиться в этом, рассмотрим два понятия: “раздражи­мость” и “чувствительность”.

Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. (Корни растений раздражимы по отношению к питательным веществам почвы, они их начинают впитывать).

Чувствительность – это способность организма отражать воздействия биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами.

“Отражение”, согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный.

Объективный – “отражать” – значит реагировать двигательно на данный объект.

Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении данного агента.

Раздражимость субъективного аспекта не имеет.

Гипотеза А.Н. Леонтьева относится к происхождению ощущения у животных, но проверить это можно только на человеке.

Испытуемый помещает палец правой руки на электрический ключ, через который он может получать ощутимый удар током. Перед каждым ударом электрического тока ладонь руки засвечивалась зелёным светом в течение 45 секунд, когда свет выключался, сразу давался ток. Испытуемого предупреждали, что перед ударом тока его ладонь будет подвергаться слабому воздействию; если он научится улавливать это воздействие, то сможет снимать палец с ключа до подачи тока.

В ходе данного эксперимента было выявлено два важных факта.

1. Оказалось, если испытуемого не предупреждали о засветах ладони, он не пытался уловить какие-то первоначальные ощущения; у него не вырабатывалась условная двигательная реакция (снятие руки с ключа). Было доказано, что необходимым условием превращения неощущаемых воздействий в ощущаемые является состояние активного поиска организма.

2. Описанные кожные ощущения возникли до выработки условной двигательной реакции.

А.Н. Леонтьев по результатам данного опыта сделал вывод, что ощущение как форма психического воздействия ориентирует организм в условиях среды, то есть приспосабливает его.

Можно сделать заключение о том, что психика возникла потому, что она является средством приспособления животных к окружающей среде.

Прямых доказательств развития психики нет, поэтому рассмотрим отдельные вопросы ее развития.

Ни одно ныне живущее животное, даже самое примитивное, не может рассматриваться как прародитель более высокоорганизованных животных.

“Выстраивая” современных животных в последовательности усложнения психики и поведения, нельзя получить реального филогенетического ряда. Однако главные тенденции развития психики этим методом могут быть выявлены. В качестве основных отмечаются следующие:

1) усложнение форм поведения (форм двигательной активности);

2) совершенствование способности к индивидуальному научению;

3) усложнение форм психического отражения.

Общие положения развития психики

1 положение – каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности. Новая форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности и делает возможным её дельнейшее развитие.

2 положение – имеют место несовпадения линий биологического и психического развития животных. Например, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития (по зоологической систематике), не обязательно обладает и более развитой психикой.

Таким образом, уровень психического развития животного определяется соотношением таких факторов: морфология, условия жизни (экология) и его поведенческая активность.

3. Стадии развития психики. Типы поведения

Элементарная психика имеется у простых живых существ с зачатками нервной системы (черви, насекомые). Им свойственно элементарное ориентирование во внешней среде.

А.Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:

Первая стадия психики называется сенсорной (чувственной). Например, паук отражает связь вибрации паутины с пищей (мухой), попавшей в паутину. В процессе эволюции отделов головного мозга отражательные функции психики становятся многообразнее. Психическая деятельность переходит на вторую стадию развития, которая называется перцептивной. На этой стадии находятся все млекопитающие, здесь происходит отражение различных свойств одного объекта. Например, собака узнаёт хозяина по голосу, одежде, по запаху.

Одни из свойств объекта для собаки имеют большее значение (как сигнал), другие – меньшее. Поэтому при одних признаках животные реагируют правильно, при других ошибаются.

Высшие млекопитающие (обезьяны) обладают мышлением (3-я стадия), у них хорошо развит головной мозг, приближен по строению к человеческому, психическая деятельность богаче и сложнее, чем у других животных. Эту стадию психики называют интеллектом. Обезьяны отражают не только отдельные свойства или предметы в целом, но и связи между предметами. Этому способствует сильно развитый ориентировочно-исследовательский рефлекс. Павлов отмечал, что обезьяны способны мыслить, не обладая речью, и поэтому познанное не могут заключить в понятия, отвлекаться от действительности, мыслить абстрактно. Обезьяна способна пользоваться водой из бочки, чтобы залить огонь перед приманкой, но если перенести бочку в сторону, обезьяна направится к бочке, а не воспользуется водой, которая находится рядом. У неё нет понятия о воде вообще.

Швейцарский учёный Портман, испытывая тестами интеллект человека и животных, получил следующие данные:

человек получил 215 баллов – 1 место;

дельфин получил 190 баллов – 2 место;

слон – 3 место;

обезьяна – 10 место.

Типы поведения

Первый тип поведения – это устойчивый, характерный для животного способ реагировать на внешние условия жизни.

На ранних стадиях развития психики были простые стереотипы поведения, передавались по наследству инстинкты.

Инстинкты – это акты поведения, связанные с удовлетворением биологических потребностей. Инстинкты врожденные запрограммированы в половой клетке.

Второй тип поведения животных – навыки. Навыки – индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнении способы поведения животных. Например, дрессировка животных направлена на формирование навыков. Навыки формируются в естественных условиях жизни (приспособление животных к местности).

Высший тип поведения – интеллектуальный. Он наиболее гибок в изменяющихся условиях жизни.

Интеллектуальное поведение свойственно высшим животным: обезьянам, дельфинам, слонам.

4. Cознание и самосознание

Возникновение и развитие психики подчиняется биологическим и социально-историческим законам. Психика присуща как человеку, так и животным. Высший уровень развития психики, характерный только для человека, называется сознанием.

Сознание – это продукт исторического развития человека как общественного существа. Процесс развития сознания определяется развитием человеческого общества и историческими условиями, которые существуют в данный момент.

I. Исторический характер сознания является первой чертой, отличающей сознание человека от психики животных.

Психическое отражение окружающего мира на уровне сознания представляет собой процесс познания. Совершенствование процесса познания происходит в 3-х взаимосвязанных направлениях.

1. Отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития. Характер отражения зависит от социально-экономических условий. Следовательно, познание изменяется в общественно-историческом плане.

2. Процесс отражения окружающего мира постоянно изменяется на протяжении жизни каждого человека, то есть познание изменяется в онтогенетическом плане.

3. Различным оказывается отражение на разных этапах познания, в процессе перехода от незнания к знанию, от неполных, неглубоких знаний к более полным, от чувственного познания к логическому, абстрактному.

Изменение отражения протекает в индивидуально-гносеоло­гическом плане.

II. Единство исторического, онтогенетического и индивидуально-гносеологического в познании человеком окружающего мира является второй чертой, отличающей сознание человека от психики животных. Овеществление продуктов человеческого труда, обобщение накапливаемого опыта в слове и сохранение его в памяти позволяет людям сознавать не только своё настоящее, но и помнить свое прошлое. Сравнивая прошлое и настоящее, человек получает возможность раскрыть объективные причинно-следствен­ные связи.

При помощи этих связей можно предвидеть в своём воображении будущее, что позволяет сознательно намечать цели деятельности. Сознательная деятельность человека имеет целенаправленный характер.

Психика животных обеспечивает приспособление к имеющимся условиям, сознание человека позволяет активно воздействовать на окружающий мир.

III. Целенаправленный и активный характер человеческого сознания является третьей чертой, отличающей его от психики животных.

IV. Четвертая отличительная черта сознания человека – наличие самосознания.

Самосознание – часть сознания, направленная на познание человеком самого себя, когда он осознает себя как личность находящуюся в определенных отношениях с другими людьми, в определенном процессе деятельности.

При помощи мышления и речи отражение окружающего мира в сознании человека совершается в обобщенной и опосредованной форме, в виде образов и понятий, представляющих собой обобщенное выражение связей и отношений.

V. Обобщенное и опосредованное отражение действительности в сознании человека является пятой чертой, отличающей сознание от психики животных.

Сознание и деятельность в психологии рассматриваются в единстве. Единство проявляется в нескольких направлениях:

1. Сознание возникает, развивается и проявляется в процессе деятельности, в процессе труда. Деятельность выступает как условие возникновения, то есть как фактор формирования и объект приложения сознания человека.

2. Единство сознания и деятельности – это форма активности сознания.

3. Сознание обеспечивает целенаправленный и осознанный характер деятельности.

4. Сознание выступает в качестве регулятора всего поведения и всех действий человека.

5. Единство сознания и деятельности проявляется в их принадлежности данной конкретной личности.

Психика у человека проявляется в 3-х видах психических явлений: психические свойства личности, психические состояния, психические процессы.

Психические свойства личности – темперамент, характер, способности, склонности, убеждения, знания, навыки, умения и привычки. Все эти свойства присущи человеку на протяжении всей жизни.

Психические состояния – менее длительны, но более сложны. Они продолжаются в течение нескольких часов, дней или недель. К ним относятся состояние бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

Психические процессы – элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Они более кратковременны – от доли секунды до десятков минут.

Все три вида психических явлений взаимосвязаны.

Свойства темперамента и психические процессы предопределяют то или иное психическое состояние, а состояние, часто проявляясь, может стать привычкой или чертой характера. Например, состояние может обуславливать то или иное протекание психических процессов. Состояние бодрости и активности обостряет внимание и ощущение (психический процесс), а подавленность и пассивность ведут к рассеянности, поверхностным восприятиям и вызывают преждевременную усталость.

Психические процессы могут включаться один в другой. Например, ощущение возбуждает внимание и мышление, восприятия сопровождаются представлениями и воображением, эмоции могут вызывать или подавлять волевые усилия.

Человек в отличие от животных – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.

Самосознание – это одна из форм сознания, проявляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе. Самосознание формируется постепенно, по мере отражения внешнего мира и познания самого себя.

Познание себя путем познания других

Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Одинаково играет игрушкой и пальцем ноги. Постепенно он выделяет и отделяет себя, свое тело от окружающих предметов.

Из детского самочувствия (И.М. Сеченов) родится в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку возможность относиться к собственному сознанию критически, то есть отделять всё своё внутреннее от всего происходящего извне, анализировать его и сравнивать с внешним, то есть изучать акт собственного сознания. Познание сложных психических явлений, особенно свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В процессе общения люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Важную роль в формировании самосознания играет самопознание. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самопознание путём анализа собственной деятельности и поведения

Человек познаёт себя непосредственно и опосредованно. Опосредованное познание самого себя совершается путем анализа результатов собственной деятельности.

Оценивая своё поведение в обществе, человек познаёт нравственно-психологические особенности собственной личности. Объективные оценки близких, товарищей по коллективу позволяют глубже познать себя. Сравнивая самооценку личных качеств с оценками их другими людьми, человек выясняет адекватность собственного самопознания.

Самопознание путём самонаблюдения

Непосредственное самопознание выступает в форме самонаблюдения. В процессах восприятия, представления, размышления и переживания человек в какие-то мгновения переключает внимание с объекта психической деятельности на собственное состояние и оценивает его. На этом и основан самоконтроль. К самонаблюдению часто относят самоотчёт по памяти, то есть анализ следов, или запечатленных образов. Индивид пытается восстановить в памяти всю ситуацию события: внешнюю обстановку, своё состояние, поступки. Пытается установить причинную зависимость между явлениями и воспроизвести последовательность событий. Это явление в психологии называют ретроспекцией (восстановление прошлого). Интроспекция – самонаблюдение. Индивиды могут вести наблюдение за собственной психикой в разной степени, в зависимости от умений и навыков. Самопознание приводит к определённому отношению личности к собственным достоинствам и недостаткам. Одни люди, сознавая положительное в себе, критикуют собственные недостатки. Другие, замечая собственные промахи и недостатки, мирятся с ними, проявляют самодовольство в связи с сознанием положительных черт. Есть люди, которые не замечают в себе ничего хорошего, видят только отрицательное и отчаиваются, считая себя неспособным или безвольным. Самопознание необходимо человеку для совершенствования собственной личности и деятельности в соответствии с намеченным планом жизни и труда.

Самоконтроль и самовоспитание

Познавая собственные силы, человек стремится использовать их в труде. Для этого он контролирует и анализирует собственные действия, поступки, поведение. Благодаря самоконтролю личность может обнаружить ошибки в деятельности, лучше организовать труд. Самовоспитание открывает новые возможности развития человека. Личность, начинающая работать над собой, становится объектом и субъектом воспитания, то есть она не только воспитывается обществом, но и воспитывает себя собственными усилиями.

Вопросы для самостоятельной работы 1. Сущность идеалистического понимания психических явлений.

2. Материалистическое понимание психики и доказательства.

3. И.М. Сеченов о психической деятельности, рефлекторной по содержанию. Три звена рефлексов головного мозга.

4. Определение психики.

5. Особенности психического отражения.

6. Сущность гипотезы А.Н. Леонтьева о происхождении психики.

7. Раздражительность. Чувствительность. Отражение.

8. Тенденции развития психики в поведении животных.

9. Общие положения развития психики.

10. Стадии развития психики. Сенсорная. Перцептивная. Интеллект.

11. Типы поведения. Инстинкт. Навык. Интеллектуальный тип.

12. Определение сознания. Отличие его от психики животных.

13. Исторический характер сознания.

14. Единство процессов познания человеком окружающего мира.

15. Целенаправленный и активный характер человеческого сознания.

16. Самосознание.

17. Обобщение. Опосредованное отражение действительности в сознании.

18. Сознание и деятельность. Направления.

19. Три вида психических явлений. Свойства, состояния, процессы.

20. Познание себя путем познания других.

21. Самопознание. Самонаблюдение. Самоконтроль. Самовоспитание.

Литература

Беры Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб.: Талисман, 1994.

Боно Э. Шесть шляп мышления. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997.

Введение в психологию. Тесты. Вып. VIII. Раздел III. Эволюционное введение в психологию. Часть 2. – М.: Рос. психол. общество, 1998.

Введение в психологию. Тесты. Выпуск X. Раздел III. Эволюционное введение в психологию. Часть 4. Психофизиологическая проблема. – М.: Рос. психол. общество, 1996.

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М.: Политиздат, 1989.

Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997.

Зеньковский В.В. Психология детства: Учеб. пособие / Сост. А.Д. Червяков. – М.: Академия, 1996.

Кандыба В.М. Сверхвозможности человека. – СПб.: Лань, 1997.

Климов Е.А. Основы психологии. – М.: ЮНИТИ, 1997.

Коломинский Я.Л. Беседы о тайнах психики. – М.: Мол. гвардия, 1976.

Корен Стенли. Тайны сна. – М.: Вече, АСТ, 1997.

Моргунов Е.Б. Конспекты по психологии. Личность и организация. – М.: Тривола, 1996.

Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1995.

Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995.

Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Психологические аспекты буддизма / Отв. ред. Н.В. Абаев. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991.

Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. –Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Наука, 1994.

Стивенс Дж. Приручи своих драконов: Пер. с англ. А. Захарченко. – СПб.: Питер-Пресс, 1996.

Сухарев В.А. Психология интеллекта. – Донецк: Сталкер, 1997.

Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Цвейг Стефан. Врачевание и психика. – СПб:. ТсОО “Гамма”, 1992.

Чайлахян Л.М. Истоки происхождения психики или сознания. – Пущино, 1992.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994.

Шадриков В.Д. Психология деятельности способности человека. – М.: Логос, 1996.

Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейтральные основы психики / Отв. ред. Ю.И. Александров. – М., 1995.

Шкуратов В. Историческая психология. – Ростов-на-Дону: Изд-во “Город №”, 1994.

Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М.: Тривола, 1994.

Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Флинта, 1997.


Происхождение и развитие психики и сознания человека


Происхождение и развитие психики и сознания человека.

1. Материалистическое и идеалистическое понимание психики.

2. Психика в свете теории отражения.

3. Формы проявления психики: психические процессы, свойства, состояния.

1. Материалистическое и идеалистическое понимание психики

Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют вещественные явления (окружающая природа, люди, различные предметы) и не вещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, трудно объяснимые.

Не имея возможности правильно понять эти явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира.

Так возникло представление о мире и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Эти представления оформились в философские, взаимоисключающие друг друга направления: материализм и идеализм.

Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и идеализмом продолжается и в наши дни. Появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей, а сохранение его до настоящего времени поддерживается классовыми противоречиями.

ПСИХИКА – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией, как наукой. Есть 2 различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Они взаимодействуют в развитии и развиваются по своим законам.

Согласно материалистического понимания психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Есть данные, свидетельствующие о том, что уже простейшим живым существам – одноклеточным – свойственны близкие к психике явления: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на раздражители.

В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь, т.е. психика – явление вторичное, производное от материи, а материя – явление первичное, основа, носитель психики.

Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.

Вы уже знаете, что психика - свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в способности субъектом активно отражать явления объективного мира.

Возникновение и развитие психики обеспечивается развитием нервной системы и особенно головного мозга.

Нервная система включает центральную и периферическую. Центральную нервную систему образуют головной мозг и находящийся в позвоночнике спинной мозг. Она является важнейшим органом психической деятельности.

Периферическая нервная система представляет собой сеть нервных проводников, передающих команды мозга всем точкам тела, органам чувств, мышцам и сухожилиям. Основной элемент нервной системы – нервная клетка.

Остановимся на строении головного мозга, функций больших полушарий коры головного мозга. Эта проблема в психологии обозначается как проблема функциональной ассиметрии мозга .

Полушария мозга выполняют различные функции. Одно выполняет ведущую (доминантную) функцию, другое – подчиненную. От того, какое именно полушарие является главным, зависит, какой рукой человек лучше действует – правой или левой. У тех, кто лучше действует правой рукой – «правшей», доминирует левое полушарие, у тех, кто лучше действует левой – «левшей», - правое. Известно, что «правшей» значительно больше, чем «левшей».

Левое полушарие играет основную роль в обеспечении речи, логического мышления. Его называют «рациональным», т.е. разумным, целесообразным. Поступающую информацию оно перерабатывает последовательно и постепенно, как бы разбирая ее на части, а затем объединяя.

Правое полушарие – образное, эмоциональное. Оно воспринимает поступающую информацию – множественную, идущую из разных источников, - вместе, как единое целое. Поэтому ему часто отводится ведущая роль в творчестве, причем не только в художественном, но и в научном.

Проблема функциональной ассиметрии мозга в настоящее время разрабатывается очень интенсивно. Многие ученые считают, что вклад каждого полушария в психическую деятельность различен в разные периоды жизни человека. Правое полушарие созревает быстрее левого и поэтому в дошкольном возрасте вносит большой вклад в психическую деятельность, чем в более взрослые периоды. Отсюда – образный характер познания и восприятия мира детьми – дошкольниками, их бурная фантазия.

2. Психика в свете отражения.

Психика - свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в способности субъектом активно отражать явления объективного мира.

Отражение – способность объекта воспроизводить пространственную временную структуру другого объекта.

Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Мы можем строить планы, ставить цели, мечтать.

Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования.

Существует 3 типа отражения:

1.Физическое – свойственно объектам неживой природы. Простейший пример движения в неорганической природе: скала, омываемая морем, оказывает воздействию воды определенное сопротивление – волны разбиваются о скалу, но и скала постепенно разрушается (отражение звука, света, радиолокационного сигнала).

При переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Живой материи присущи физиологические формы отражения.

2.Физиологическое – свойственно живым организмам и проявляется в виде реакции на воздействующие раздражители. Это и есть безусловный рефлекс. Примерами их могут быть: пищевой рефлекс (захват увиденной пищи), ориентировочный (поворот в сторону внезапного раздражителя), защитный (отскакивание) и др.

Безусловные рефлексы играют хотя и начальную, но очень важную роль в филогенезе поведения и психики животных. На этой стадии у животных:


  1. Совершенствуется двигательный аппарат;

  2. Постепенно развивается их способность дифференцированно отвечать на внешние раздражения;

  3. Одновременно развиваются и органы рецепции – обоняния, зрения, слуха, осязания, позволяющие более точно дифференцировать внешние раздражения;

  4. Возникает психика, пока в виде элементарных, не связанных друг с другом простейших ощущений, отражающих изолированные раздражения (животное реагирует на звук, свет, запах и т.д.)
3.Психическое отражение – как ответная реакция живого организма на раздражитель (боль, музыку), свойственно живым организмам, имеющим высокоразвитую ЦНС. К таким относятся: сем.кошачьих, сем.волчьих, слоны, дельфины, обезьяны, человек. При таком отражении живое прогнозирует будущее. Такое отражение является опережающим. Уже есть цель и результат. Человек в процессе антропогенеза совершенствует данный вид отражения, и у него возникает высшая степень отражения – сознание. Оно присуще только человеку.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИ:


  1. самый сложный и наиболее развитый вид отражения;

  2. дает возможность правильно отражать окружающую действительность, правильность подтверждается практикой;

  3. в процессе деятельности постоянно углубляется, совершенствуется и развивается;

  4. является опережающим.
Сознание – продукт общественно-исторических условий, результат трудовой и общественной жизни человека и представляющий собой субъективный образ объективного мира.

Психика у человека проявляется в трех видах психических явлений.

Психические явления - любой психический феномен, который скрыт от внешнего наблюдателя, но открыт самому субъекту. Любое психическое явление проходит объективно, но выражается внешне, через поведение и речь

Все психические явления подразделяются:

1.Психические свойства личности – это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности ее поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или даже всей жизни. Это:


  1. Темперамент (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик);

  2. Характер (уверенность, властность, смелость, доброта);

  3. Направленность личности: на дело; на себя; на общение (фанатизм, идеалы, ценности, убеждения);

  4. Способности (одаренность, гениальность, талантливость).
2. Психические состояния – характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т.д. В структуре личности это наиболее статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами:

  • Аффект, раздражительность, бодрость, подавленность

  • Интерес, Стресс, Скука, Радость, Тревога, Творческий подъем, Апатия
Они менее длительны, но более сложны. Они продолжаются в течение нескольких часов, дней, недель. К ним относятся состояния бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

3. Психические процессы – это явления психики, которые характеризуются выраженной динамикой, т.е. имеют начало, длительность, и конец. Эти явления, которые включены в более сложные виды психической деятельности. Они более кратковременны – от доли секунды до десятков минут. Описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувства и волю. Соответственно выделяют:

Все три вида психических явлений взаимосвязаны и могут переходить друг в друга (любопытство, как выражение познавательного процесса, может переходить в состояние интереса и закрепляться в таком качестве личности, как любознательность).

Свойства темперамента и психические процессы предопределяют то или иное психическое состояние, а состояние, часто проявляясь, может стать привычкой или чертой характера. Например, состояние может обуславливать то или иное протекание психических процессов. Состояние бодрости и активности обостряет внимание и ощущение (психический процесс), а подавленность и пассивность ведут к рассеянности, поверхностным восприятием и вызывают преждевременную усталость.

Психические процессы могут включаться один в другой. Например, ощущение возбуждает внимание и мышление, восприятия сопровождаются представлениями и воображением, эмоции могут вызывать или подавлять волевые усилия.

Возникновение и развитие психики подчиняется биологическим и социально-историческим законам. Психика присуща как человеку, так и животным. Высший уровень развития психики, характерный только для человека, называется сознанием.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

1. Возникновение и развитие сознания.

2. Сознание, его структура, свойства.

3. Самосознание, его стр-ра.

4. Сознание и бессознательное.

1. Возникновение и развитие сознания.

СОЗНАНИЕ – есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка и с другими людьми). Это то, что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, жизнь

1. Проблема человеческого сознания – одна из наиболее сложных проблем современного научного знания. Попытки объяснить природу, сущность сознания предпринимаются физиологами, теологами, философами и, конечно, психологами.

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех лет, которые мы относим к истории человеческого общества.

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно, в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того, чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Другие предпосылки (условия) возникновения сознания:

1. Распределение труда

2. Ролевая дифференциация и активизация общения.

3. Выработка и использование языка, других знаковых систем.

4. Становление человеческой материальной и духовной культуры.

Это – рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельно идет проникновение человека в тайны макро- и микромира (благодаря успехам науки), расширяется сфера познания, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание человека.

2. Сознание, его структура, свойства.

Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку, как интегрирующая форма психики . Это то, что отличает человека от животного. Человек осознает, что с ним происходит, что он делает, т.е. свое поведение. Филогенетически и онтогенетически сознание выступает результатом общественно-исторических условий формирования человека в совместной деятельности с другими людьми при постоянном общении с ними.

В структуре сознания выделяют три основных компонента:


  • Познавательный

  • Отношенческий

  • Регуляторный
Каждый из них, с одной стороны, имеет собственное содержание и функции, а с другой – вместе с другими компонентами обеспечивает целостность и системность функционирования сознания.

  • Познавательный компонент представлен психическими процессами, обеспечивающими человеку получение и преобразование информации об окружающем мире как на уровне чувственного (ощущение и восприятие), так и на уровне логического познания (мышление, воображение). Интегратором данного компонента сознания являются «сквозные» психические процессы: внимание, память, речь.

  • Отношенческий (аффективный) компонент. Эмоционально процессы сознания отражают отношение человека к объектам внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Эмоции и чувства играют роль шкалы оценок сознания.

  • Регуляцию человеческой деятельности, направленную на достижение поставленных целей, а также на преодоление препятствий на пути к ним обеспечивают волевые процессы сознания. Это регулятивный компонент сознания .
Таким образом, содержание сознания предстает как открытая система, в которой имеют место как познавательные, так и чувственно-эмоциональные и регулятивно-волевые психические процессы.

А.Н.Леонтьев предложил конкретно-психологическую теорию сознания человека. Согласно этой теории в сознании следует различать три относительно самостоятельные составляющие:


  • Чувственную ткань сознания;

  • Значение

  • Личностные смыслы
1. Чувственная ткань это переживание «чувства реальности», это чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или хранящейся в памяти. Функция чувственных образов состоит в том, чтобы придать реальность картине мира, открывающийся субъекту (зрение, слух, осязание, обоняние, с помощью которых человек познает окружающий мир).

2. Значение общее содержание слов, схем, карт, это выработанное человеком и зафиксированное в понятиях обобщенное отражение действительности и норм деятельности. Значение является содержанием знака (например, слова), который обозначает предмет или свойства, явления, события. У знака различают: предметное значение и смысловое значение. Предметное значение – предмет или класс предметов, обозначаемые данным знаком. Смысловое значение – та информация, которую несет определенный знак об обозначаемом предмете. Причем предмет и, особенно, смысловые значения, используемые некоторым субъектом, могут существенно отличаться от нормативных значений. Универсальным языком значений является язык искусства, музыки, танца, живописи, театра, архитектуры.

3. Личностный смысл - в содержании значения, которое оно приобретает лично для каждого человека. Например, все дети хотели бы получать «5». Отметка 5 имеет общее для всех значение, закрепленное социальными нормативами. Но, для одного – 5 – показатель его знаний, способностей, для другого – символ того, что он лучше других, для третьих – способ добиться обещанного подарка от родителей.

Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания, возникает «смысловой барьер» (например, учитель спрашивает ученика, пытаясь вытянуть его на лучшую отметку, а ученик считает, что учитель придирается).

Свойства сознания:


  1. Идеальность, т.е. нематериальность сознания. Это такой способ освоения человеком мира, когда объекты осваиваются без физического на них воздействия в результате работы с их сформировавшимися образами, схемами;

  2. Интенциональность, т.е. устремленность сознания к конкретному объекту. Сознание всегда есть осознание чего-то (предмет сознания – это конкретный предмет, другой человек, собственный мир).

  3. Объем сознания. Определяется количеством внешних или внутренних объектов сознания, которым обеспечивается достаточно отчетливое, точное и ясное отражение одновременно. Эта характеристика сознания обусловлена закономерностями функционирования таких психических феноменов как, например, внимание и восприятие, оперативный объем которых определен экспериментально и составляет 7±2 информационных единиц.

  4. Сознание имеет социальную природу : в онтогенезе оно развивается лишь при условии «включенности» человека в социальные отношения с другими людьми в рамках совместной с ними деятельности.

  5. Коммуникативность сознания, т.е . способность к трансляции другим людям того, что осознает данный человек. Или: обмен содержаниями сознаний взаимодействующих субъектов.

  6. Это достигается с помощью словесно-понятийной означенности сознания. Современный психолог обращает внимание на высочайший уровень сложности взаимодействия сознания и языка, в котором язык выступает как общезначимая культурно - историческая система знаков; речь как способ употребления языка в различных письменных и устных формах общения людей, а речемыслительная психическая деятельность – как форма существования процессов сознания.

  7. Идеаторность – это свойство человеческого сознания воспроизводить и создавать идеи, образы без непосредственной опоры на чувственный опыт человека. Т.е. человек в своем сознании свободно перемещается по векторам пространства и времени.

  8. Креативность (творческость) заключается в возможности объективации идей, мыслей человека. Благодаря этому свойству сознание возникает и постоянно изменяется мир человеческой культуры.
Описанные выше характеристики сознания позволяют выделить следующие его функции:

  • Отражательную, состоящую в формировании у человека образа мира;

  • Регулятивную, заключающуюся в возможности произвольного поведения человека, при помощи регуляции у человека возникает иерархия мотивов;

  • Креативную (творческую), благодаря которой «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (К.Маркс).

3. Самосознание, его структура.

В современной психологии сознание понимается как двуединая ориентация человека: 1)в окружающем мире и 2) в самом себе.

Исходя из такого понимания как ответная реакция живого организма на раздражитель (боль, музыку), самосознание можно определить как сознание, объектом которого является сам субъект.

Самосознание – сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя, своей индивидуальности, процесс осознания своих потребностей, мотивов, качеств. Самосознание возникло в ходе социальной жизни человека, начинает формироваться очень рано. Первое представление о себе человек получает от окружающих его людей.

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ:


  1. Слияние субъекта и объекта познания в одном лице. В результате этого процесса человек приобретает способность к оценке своего знания, идеалов и мотивов поведения и целостной оценке себя как чувствующего и мыслящего существа.

  2. Социальная обусловленность. Заключается в том, что осознать самого себя человек может лишь на основе познанного внешнего, в частности, другого человека, образ которого служит для него источником образа «Я». Отсюда видно, что общение и взаимодействие с другими людьми является необходимым условием развития самосознания человека.

  3. Неравномерность развития самосознания на протяжении жизни человека (в онтогенезе), что выражается в существовании периодов как медленного (например: младенчество, дошкольный возраст), так и интенсивного (подростковый, ранняя юность) развития представлений человека о себе.

  4. Зависимость между уровнем развития самосознания и формированию у человека потребности в знании о себе. Очевидно, что интерес к себе - так называемая Я-чувствительность – у разных людей выражен неодинаково.
Функции самосознания:

  1. Отражение внутреннего мира

  2. регуляция внутренних процессов

  3. Исполнительная функция (самовоспитание)
В структуре самосознания выделяют 3 компонента:

  • Познавательный или знание человека о себе (самопознание);

  • Эмоционально-ценностный или отношение человека к себе (самоотношение);

  • Регулятивный или саморегуляция им своего поведения (саморегуляция).
I . Самопознание это сложный процесс познания человеком себя, развернутый во времени связанный с пониманием своего собственного «Я» как личности, отличной от других личностей.

ИСТОЧНИКИ САМОПОЗНАНИЯ:


  1. Накопленное знание о других людях в процессе общения с ними. Присущие эти людям качества: «добрый», «честный», «лживый» и др. человек примеряет себе, т.е. человек формирует мнение о себе через представление о личности других

  2. Обратная социальная связь, которую получает человек от людей, составляющих его ближайшее окружение - родители, сверстники, педагоги, осуществляя внешнюю оценку, оказывают влияние на формирование представлений человека о себе. Чем младше ребенок, тем в большей мере выражено его восприимчивость к таким оценкам. (Пример с непривлекательной, скучной однокурсницей).

  3. Знакомство с художественной литературой и различными формами искусства. Здесь так же, как и в реальном общении, человек включается в мир других людей, причем происходит это быстрее.

  4. Представление человека о себе как субъекта деятельности, обладающим какими-то знаниями, умениями, навыками, способностями возникает также во взаимодействии с предметным миром.
Из того, что было сказано выше, вытекает, что у каждого человека имеется множество представлений о самом себе:

  • Я реальное – то, каков он сегодня;

  • Я прошлое - -//- в прошлом;


  • Я рефлексивное - -//- глазами другого человека.
Все эти многочисленные образы Я соединяются во многомерное образование, которое называется Я-концепцией и составляет ядро человеческой личности. «Я- концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя.

В «Я-концепции» обычно выделяют три основных компонента – когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.


  1. Когнитивный компонент «Я-концепции» - образ Я – характеризует содержание представлений человека о себе. В «образ Я» могут входить представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности и т.п., т.е. все то, что значимо для человека, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общность с другими людьми, а с другой, - отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповторимую личность. Например, для одного человека наиболее значимы представления о себе как о человеке, который многим интересуется, хочет больше узнать о разных сторонах жизни. Для другого – самым главным может быть то, что он отец .

  2. Второй компонент – эмоционально-ценностное отношение к себе – отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний. А) Для нормального развития личности очень важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможность роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадающий с самооценкой, для личностного развития неблагоприятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека областях. Б) Оптимальным для жизни человека, для развития личности является высокий уровень самоуважения, общей самооценки. Это человек, обладающий чувством собственного достоинства, уверенный в себе, в собственных усилиях. Одним из проявлений низкого уровня самоуважения, самооценки является комплекс неполноценности. Это явление было открыто известным психоаналитиком А.Адлером, которое проявляется в стойкой уверенности человека в своей несостоятельности, неспособности решать жизненные проблемы. Люди с низким уровнем самоуважения бывают очень трудны в общении.

  3. Третий компонент «Я-концепции» - поведенческий. Он определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки. Поведенческий компонент «Я- концепции» обеспечивает и возможность саморазвития, творения себя.
Как система осознаваемых и неосознаваемых установок по отношению к самому себе «Я- концепция» выражает:

  • Я - реальное – каким я являюсь в настоящее время

  • Я - идеальное – каким я хотел или должен стать

  • Я - зеркальное (социальное) – каким меня видят другие

  • Я прошлое - -//- в прошлом;

  • Я будущее- -//- будет в будущем;

  • Я рефлексивное - -//- глазами другого человека
Наиболее важна для личности величина расхождения между «идеальным» и «реальным» Я. Оптимально Я - идеальное должно быть соотносимо с Я - реальным, опережая его настолько, чтобы показать личности, куда и как она может развиваться. В этом случае она служит важным источником саморазвития.

«Я - концепция» формируется под воздействием жизненного опыта человека, его деятельности, отношения к нему других людей. В процессе жизни человека «Я - концепция» изменяется, обогащается, но может и упрощаться, меняет и отношение человека к себе, его возможности саморегуляции.


  1. Парциальная – касается некоторых отдельных, единичных характеристик человека (оценка какой-нибудь детали внешности, черты характера).

  2. Глобальная – отражается одобрение или неодобрение человеком самого себя (итоговым измерением Я).
Общим знаменателем глобальной самооценки является самоуважение личности. В психологии самосознания существует представление, что Самоуважение личности определяется отношением её действительного достижения к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит. Совокупность таких целей образует уровень притязания личности, в основе которого лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью. Можно сделать вывод, самооценка и самоуважение в психической жизни личности выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека.

Самоуважение=

Уровень притязаний

Люди с адекватной самооценкой: добрые, с чувством юмора, не конфликтные. Завышенная самооценка: высокомерные, агрессивные. Заниженная самооценка: робкие, малообщительные, неуверенные в себе.

III . Саморегуляция третий компонент в структуре самосознания. Она выражается в управлении человеком своей деятельностью от начала до конечного результата и в постоянном отчете перед самим собой о соответствии хода действия его цели. Саморегуляция является основой самовоспитания личности. Иными словами саморегуляция проявляется:


  • В форме регуляции деятельности человека в конкретных условиях

  • самовоспитании
По форме может быть скрытой и явной.

4. Сознание и бессознательное.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и не все, что воспринимается и управляется поведением человека, актуально осознается им. Низший уровень психики образует бессознательное.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных взаимодействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Оставаясь психическим , бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, к-е он совершает, невозможна и оценка результата. Между сознанием и бессознательным резких «границ» нет, возможен взаимопереход их содержаний. Например, человек не может постоянно осознавать всю информацию, накопленную им в течение жизни - следовательно, она вытесняется в бессознательное. Но при необходимости большая часть информации может быть оттуда извлечена, для чего ее нужно вербализовать.

Изучали бессознательное З.Фрейд, П.В.Симонов и др.

Общее между бессознательным и сознанием то, что оба эти процесса социально обусловлены (например, содержание сновидений обусловлено тем, какие события человек пережил в реальной жизни).

Различия заключаются в том, что сознание подчиняется контролю, а бессознательное не контролируется.

Виды бессознательного:


  • сновидения, оговорки, описки, патологические состояния – бред, галлюцинации

  • навыки (ходьбы, письма), интуиция – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий

  • копирование, уподобление другим людям

  • Инсайт – момент творческого озарения

  • Установки и мотивы поведения (неосознаваемые)

  • Влечения

  • Комплексы

  • Эмпатия – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний

  • Восприятие сигналов, уровень которых находится за пределами наших органов чувств (прием рекламы – 25-й кадр)
.В структуру бессознательного входят две подструктуры :

1. Те явления, к-е ранее были осознаваемы (подсознание). Это:

Первичные автоматизмы (мигание, сосание);

Вторичные автоматизмы (навыки, неосознаваемые движения).

Сюда, например, относится интуиция врача, т.е. врач не осознает по каким признакам поставил диагноз. В данном случае подсознание выступает как защита сознания от лишней работы и нагрузок (летчик, пианист, врач, спортсмен).

2. Явления надсознания связаны с представлением человека о «сверхзадаче», решение которой требует творчества: порождение гипотез, догадок, творческих озарений. Сверхсознание защищает сознание от преждевременного вмешательства сознания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта.

Сверхсознание, т.е. творческая интуиция, всегда работает на удовлетворение потребности, устойчиво доминирующей в иерархии мотивов данной личности, т.е. творческая интуиция проявляется при решении той проблемы, над которой человек упорно работал.

Функции бессознательного:


  • Как и психика в целом оно выполняет функцию отражения внешнего и внутреннего воздействия – следовательно, ф-и регуляции поведения и деятельности человека

  • Охранительную, т.е. «защита сознания человека от информационных перегрузок»

  • Творческая, т.е. участие бессознательного в создании человеком принципиально нового продукта (идеи т.п.).