Православные четки. Как пользоваться православными четками. Вера православная - Чётки - алфавит Чтение молитвы по четкам

Как молиться по четкам?

В церковных лавках продаются четки. Их приятно держать в руках, но я не знаю, как по ним молиться.

Четки удобно носить в кармане. Они всегда напоминают нам, что надо молиться. Конечно, этот предмент не имеет никакого магического действия. Не существует какой-то «особой молитвы для четок», но есть опреденные церковные традиции, связанные с молитвой по четкам.

Молиться по четкам очень просто. Каждая бусина - это одна молитва. Зажимаете между двумя пальцами бусинку и читаете умом и сердцем молитву. Допустим, Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Или молитвы Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Богородице Дево, радуйся…» Ангелу Хранителю; вашему святому - вариантов множество. Если на нитке между большими бусинами нанизано десять маленьких, то и молитв надо прочитать десять. А на большую бусину - особую…

Каждый православный христианин должен непрестанно молиться и бодрствовать. Для этого Святая Православная Церковь своим чадам предоставила молитвы утренние и вечерние, молитвы во всяких нуждах, молитвы за живых и усопших, за болящих. Избранные молитвы собраны в «Молитвословы» и церковно-служебные книги, например, «Служебник», «Требник», «Часослов», «Триодь…» и прочие.

Все это вместе для православного христианина составляет молитвенный щит, который хранит молящегося православного христианина от козней бесовских, от зла правителей тьмы мира сего.

Непрестанно молитесь и бодрствуйте! Укрывайтесь молитвенным щитом. Как же он действует, молитвенный щит? Просто. Также просто, как все просто у Бога. На элементарном примере можно рассмотреть действие молитвенного щита: кинулся помысел на молитвенника, чтобы поразить его и свалить в грех, а войти не может – молитвенник в молитве пребывает! Голова его и сердце заняты молитвой! Он укрыт молитвенным…

Иеромонах Серафим (Параманов)

О чётках

Название «чётки», согласно В. Далю, происходит от слов: считать, честь (отсчитывать), обозначая, таким образом, приспособление для счёта – нитку бус или ремень с узлами – для счета молитв и поклонов. Кожаные чётки называются – лестовка. Внешне чётки представляют ни что иное, как шарики (матерчатые, стеклянные, янтарные, деревянные и др.), нанизанные на шнурок и увенчанные крестиком. Лестовка же представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка, а между ними семь передвижек и девять ступенек кожаных и 100 так называемых «бабочек» (или иной вариант – «бобочек»). Лестовка по своему назначению совпадает с чётками, служа также для счета молитв и поклонов; она сохранилась в обиходе староверов и единоверцев , хотя не возбраняется пользоваться ею и в нашей Церкви. На некоторых изображениях (например, на известной иконе моления на камне) в руке преподобного Серафима видна именно лестовка. По…

Что такое чётки и как к ним нужно относиться

Название «четки», согласно В. Далю, происходит от слов: считать, честь (отсчитывать), обозначая таким образом приспособление для счета – нитку бус или ремень с узлами – для счета молитв и поклонов. Внешне четки представляют не что иное, как шарики (матерчатые, стеклянные, янтарные, деревянные и др.), нанизанные на шнурок и увенчанные крестиком.

Кожаные четки называются лестовка. Лестовка же представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка, а между ними семь передвижек и девять ступенек кожаных и 100 так называемых «бабочек» (или иной вариант – «бобочек»). Лестовка по своему назначению совпадает с четками, служа также для счета молитв и поклонов.

Введены четки в обиход еще святым Василием Великим (по иным источникам – Пахомием Великим и даже святым Антонием, но в любом случае – очень давно, в первые века Христианства) для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а…

В истории взаимоотношений человека с Творцом всегда существовало время для молитвы — общения с Богом. Сам термин религия происходит от латинского слова re-ligare (связывать).

Именно поэтому, пожалуй, основным стержнем любой религиозной культуры (и христианство тут не исключение), является именно молитва, связывающая нас с нашим Небесным Отцом. И это не зря, ведь чем чаще человек обращается к своему Создателю, тем лучше понимает Его волю и свое личное предназначение.
Но в нашей современности, полной искушений и ежедневных забот очень трудно найти время для личной молитвы. В отличие от старых времен, когда жизнь была неспешной, а день был четко распланирован — утренняя молитва, работа в поле, вечерняя молитва и отдых; сегодня, твердого, неменяющегося расписания не может позволить себе никто.
Но, даже в те, относительно спокойные времена, духовно богатые личности понимали необходимость упорядочения молитвы, дабы происходила она последовательно и четко.
Ведь…

Подскажите,пожалуйста,у меня четки 100 бусин,через 10 одна большая,онисвязаны в монастыре.Какие молитвы на них творить и по сколько раз.

Валерий. Чётки в 100 бусин хорошо подходят для исполнения иноческого или монашеского правила. Для мирян удобнее, на мой взгляд, 50 или 30 бусин. Или даже 10. По чётка читают Молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного (полная Молитва Иисусова). Существуют сокращения: Господи Иисусе Христе помилуй мя грешного, Господи Иисусе Христе помилуй мя, Иисусе Христе помилуй мя, Господи помилуй. Они употребляются, если ум переутомлен и тяжело читать полную молитву.

Помимо Иисусовой Молитвы читают Богородичную молитву: Владычица моя Пресвятая Богородица спаси мя грешного или Пресвятая Богородица Спаси мя. По такому же принципу молятся короткими молитвами Ангелу Хранителю и Святым. Прочитав десяток коротких молитв останавливаются и читают Отче наш или Богородице Дево радуйся или 50 псалом или Символ Веры. Можно…

В церковных лавках продаются четки.

Их приятно держать в руках, но я не знаю,

как по ним молиться.

Четки удобно носить

в кармане. Они всегда

напоминают нам, что

надо молиться. Конечно,

этот предмент не имеет

никакого магического

действия. Не существует какой-то «особой молитвы для четок», но есть

опреденные церковные традиции, связанные с молитвой по четкам.

Прежде чем начать молиться по четкам, лучше всего взять благословения у священника.

Молиться по четкам очень просто. Каждая бусина - это одна

молитва. Зажимаете между двумя пальцами бусинку и читаете умом и сердцем

молитву. Допустим, Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,

помилуй меня грешного». Или молитвы Богородице: «Пресвятая Богородице,

спаси нас», «Богородице Дево, радуйся…» Ангелу Хранителю; вашему святому -

вариантов множество. Если на нитке между большими бусинами нанизано

Как читать по четкам молитву Розария

Сперва берется пальцами крест и читается «Верую в Бога…». Это «Символ веры», в котором в краткой форме содержится истина, открытая нам Богом о Самом Нем, о том, как Он сошел на землю, жил на ней, умер и воскрес, для того, чтобы мы могли вместе с Ним по окончании земной жизни взойти на Небо.. Затем берется первая бусинка и читается «Отче наш…». На трех следующих - три раза «Радуйся, Мария…» (для умножения веры, надежды и любви). После этого - «Слава Отцу…»

Эти молитвы составляют вступление Розария.

После этого объявляется название части и первой тайны. На большой бусинке читается «Отче наш…», на маленьких - 10 «Радуйся Мария…». В конце каждой тайны произносится «Слава Отцу…» и можно прибавить молитвенные возгласы: напр.,

«О, мой Иисус! Прости нам наши грехи, избавь нас от адского огня и приведи на небо все души, особенно те, которые больше всего нуждаются в Твоем Милосердии».

ЧЕТКИ! Тем кто решил научиться молиться по четкам и получать от своей молитвы РЕЗУЛЬТАТ!

Четки – учебник небесной философии; все книгохранилища мира за восемь тысяч лет могут быть заключены в восьми словах Иисусовой молитвы. Четки видимое делают невидимым, а невидимое – видимым. Четки это лестница, ведущая вниз и ввысь: вниз – вглубь сердца, где душа встречается сама с собой, а ввысь – к небу, где дух, не выходя из сердца, встречается с Богом. Четки мера любви человека к Богу.

НАКОНЕЦ ТО!

Я закончил работу над многими долгожданной программой по обучению работе с очень важным инструментом для нашего спасения - ЧЕТКАМИ.

Долгие месяцы ушли на создание этой программы, но я уверен, время потрачено не зря! Каждый человек, приобретший программу ЧЕТКИ получит уникальные и довольно специфические знания о четках, которые обычно передаются в монастырях от духовного отца к его духовному чаду.

Господь сказал: «Я принес на землю не мир, а…

Православные четки – это специальное приспособление для подсчета количества произнесённых молитв или совершенных земных поклонов. История их появления относится еще к раннехристианскому времени – одни источники утверждают, что четки были введены в обиход Пахомием Великим, другие – Василием Великим (оба жили в III–IV веках нашей эры). Изначально четки имели исключительно практическое значение – предназначались для того, чтобы не сбиться со счета при выполнении монашеского молитвенного правила, которое подчас составляло по несколько тысяч Иисусовых молитв за один раз, но со временем стали символизировать духовную брань – борьбу человека с диаволом.

Православные четки могут выглядеть по-разному – иногда это замкнутая цепочка с нанизанными деревянными, керамическими или костяными бусинками, иногда – кожаная лестница с бабочками, иногда – гибкая планка, представляющая собой скрепленные деревянные брусочки, которые можно перебирать пальцами, ведя отсчет. Кроме того, православные…

Архимандрит Рафаил (Карелин)

ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ

О ЧЕТКАХ

Хочу к домашнему правилу прибавить Иисусову молитву по четкам, но не знаю, как определиться с количеством молитв. С пятисотницей сразу не справлюсь. Могу ли просить Бас благословить мне какое-то определенное количество молитв и «структуру» привила (то есть когда и сколько делать поклонов, как и в каком количестве добавлять прошения к Богородице и Ангелу Хранителю).

Начните с малого. Две четки (сотницы) Иисусовых молитв, одну четку Божией Матери, полчеток Ангелу Храните и полчеток святому, празднуемому в этот день. Если есть время, то прочитайте еще полчеток святой, имя которой носите, а полчеток всем святым. Старайтесь день наполнить Иисусовой молитвой. Когда Вы увидите, что правило легко дается Вам то можете понемногу прибавлять Иисусовых молитв. Если позволяет Ваше здоровье, то кладите от 20 до 30 земных поклонов, а если это трудно, то замените поясными (за один земной – два…

Круговорот молитв на пальцах

В подземном переходе рядом со станцией метро «Улица 1905 года» в Москве уже несколько лет можно наблюдать такую вывеску: «Кольца с молитвой (крутящиеся)». Закономерно возникает вопрос — зачем крутящиеся? Официального ответа церкви на этот вопрос у нас нет, но есть рассуждения руководителя пресс-службы Московской патриархии священника Владимира Вигилянского. Рассуждения эти, правда, связаны не с устройством этих колец, а с желанием Минфина брать с церкви налог с их продажи. Тем не менее, есть пара слов об их предназначении.

Согласно документу, от НДС могут освобождаться операции по реализации нательных крестов, нагрудных образов святых, а также ложечек для причастия. Что же касается «колец с молитвами», то, как отмечается в письме Минфина, освобождать их от НДС «оснований не имеется», поскольку они не входят в специальный перечень предметов храмового пространства или богослужебного назначения, утвержденный постановлением правительства от…

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Часто можно увидеть такую картину, человек который произносит молитву что-то перебирает в руках. По виду – это бусины, нанизанные на нитку. Их называют четками. Необходимо помнить о том, что это орудие молитвы, а никак не эстетическая деталь.

Можно ли молиться по четкам

Название четки пошло от слова считать, отсчитывать. Их часто используют для счета молитв или поклонов. Внешне они выглядят как бусины на нитке с крестиком. Начало использования данного предмета было положено еще святым Василием Великим. Они использовались неграмотными монахами, которые молились не по книгам, а по определенному числу Иисусовых молитв. Никакого иного смысла она в себе не несла.

В современной духовной практике нет строгого правила о том, как молится на четках. Основную молитву, которую читают при использовании четок, считают Иисусову молитву.

В монашестве их называют еще духовным мечом. Они вручаются монаху во время пострига для непрестанной молитвы и от рассеивания ума. Также они могут быть использованы для специального молитвенного правила. Оно состоит из определенного количества Ииисусовых молитв. В данном случае они читаются по определенному благословению, иначе можно попасть в состояние духовной прелести и нанести серьезный вред своему духовному деланию.

Использование четок для простых мирян возможно только после благословения духовника. И то, только в виде напоминания о непрестанной молитве.

Как использовать

  • Проводить молитву с их использованием стоит незаметно для постороннего глаза.
  • Молитва на четках может включать в себя вставки других молитв.
  • обязательно перед началом такой духовной практики стоит получить благословение духовника.

Можно также сравнить сходство четок с узлами, которые были наложены на Христа в Гефсиманском саду. Он был связан, приведен на беззаконный суд, а потом позорно казнен.

Есть определенные правила того, как молиться по четкам православным. Нет никаких особых молитв для четок. Это скорее напоминание о том, что необходимо прочитать молитву. Но есть также определенные церковные традиции, которые связанные с молитвой по четкам.

Перед тем как начать использовать четки для молитвы, стоит попросить благословления у священника. Молится по ним достаточно просто. Каждая бусина – одна молитва. Зажмите между двум пальцами бусину и читайте от всего сердца молитву.

Какие молитвы читать

Бывает такое, что на нитке нанизаны большие и маленькие бусины. В основном между 2 большими может быть 10 небольших. Если так и есть, то на большие можно , «Отче Наш» или , а на остальные – 10 молитв.

Смысл многократного повторения молитвенных слов – вдуматься в их смысл и через молитву соприкоснуться с Господом. Молитва – это уничтожитель сорняков, после использования которой проще взрастить что-то полезное и доброе.

Господь всегда с Вами!

Молитва по четкам правило

Чётки (от слав.: счёт) – замкнутый шнурок с узелками или бусинами, служащий для счета молитв и поклонов, для удержания внимания на молитве, а также и для напоминания о молитве.

1. Виды чёток

Православные чётки могут состоять из разного количества бусин или узлов. Каждый десяток маленьких бусин отделён от следующего большей бусиной (узлом или крестом). Число зёрен бывает 10, 30, 40, 50, 100 и даже 1000 в келейных монашеских чётках.

Видами чёток являются вервица и лествица , а также лестовка .

Вервица – веревочка с навязанными на ней узелками. По вервице творил молитву преподобный Сергий Радонежский.

Молитва преп. Сергия Радонежского

Лествица – это чётки в форме лестницы, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей, или кожаную полоску с приклеенными или нашитыми жгутиками. Они символизировали лестницу спасения, восхождения на небо.

С лествицей в левой руке часто изображают на иконе преподобного Серафима Саровского. Были у преп. Серафима и чётки с крупными деревянными бусинами, их можно увидеть в освящённом в честь него храме в Свято-Даниловом монастыре.

Преп. Серафим Саровский. Чётки преподобного Серафима

От лествицы несколько отличается лестовка. Лестовка представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка (лепестка), сто узелков-бобочек, семь передвижек между ними и девять «ступеней». Её используют ее теперь только раскольники-старообрядцы.

2. Предназначение и символика чёток

Св. Феофан Затворник объясняет цель молитвы по чёткам:

В монашестве чётки называют духовным мечём и вручаются монаху при постриге. Иноки не расстаются с ними никогда. В этом случае чётки являются средством напоминания о непрестанной молитве, оберегающим от рассеивания ума.

Игумения Таисия (Солопова) писала к новоначальной инокине:

Игумения Таисия (Солопова)

Духовным спасательным кругом являются они и для каждого боголюбивого христианина. Как правило, мирян благословляют носить чётки не открыто для всех, не напоказ, а только незаметно на пальце, или в кармане, или пользоваться ими келейно (дома). Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых и других кратких молитв.

3. Из истории христианских чёток

О молитве христиан по чёткам упоминается с первых веков христианства.

Уже преподобный Феодосий Печерский изображается на иконах с чётками в сто узелков. Преподобного Нестора Летописца современники описывали так: «в правой руке у него перо, а левой чётки перебирает».

Преп. Савва Сторожевский, ученик преп. Сергия Радонежского

4. Нужно ли благословение на использование чёток?

Ранее в России чётками пользовались и монахи, и миряне. Так, например, в тринадцатом поучении «Домостроя» в Сильвестровской редакции сказано: ” …Следует христианину всегда держать в руках чётки, а молитву Иисусову - неустанно на устах; и в церкви и дома, и на торгу - ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте…”

…Есть чётки на 10 бусинок, как колечко, на палец надеваются, и не видит никто, что вы по чёткам молитесь. В чем чётки помогают: бывает, без чёток мысль уходит, а когда за бусины тянешь, мысль сосредотачивается на молитве».

5. Как пользоваться чётками

Чётки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает «зернышки» одновременно с началом произнесения новой молитвы. Каждая бусина - это одна Иисусова молитва, или другая краткая молитва.

Возможны при этом и вставки других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу.

Св. Феофан Затворник так учил молиться по чёткам:

6. Правила молитвы по чёткам

А. Правило для неграмотных

без акафиста - 8

За великое повечерие - 12

За полунощницу и утреню - 33

За всю псалтирь - 60

За канон, и за акафист - по 3.

За молитвы и правило ко причащению: 10 чёток, 8 Спасителю; 2 - Божией Матери; за молитвы по причащении 4 чётки: 3 Спасителю, 1 Божией Матери.

Б. Молитвы, читаемые по чёткам

Спасителю:

Поклоны на сотницу (из Чина пятисотницы монашеского правила):

С соответствующей молитвою:

В. Количество молитв, читаемых по чёткам за соответствующие службы

Первые цифры количество молитв и поклонов соответственно – это правило помещено в Следованной Псалтири , Служебнике , третья цифра молитвы без поклонов – это правило взято из одной старой Следованной Псалтири , последние цифры обозначают количество молитв или время (минуты), которое надо молиться, если нет чёток. За все службы в первых двух случаях (молитвы с поклонами и молитвы без поклонов) читается положенное число молитв: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”, с поклонами или без поклонов.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как правильно молиться по четкам православным мирянам

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Часто можно увидеть такую картину, человек который произносит молитву что-то перебирает в руках. По виду – это бусины, нанизанные на нитку. Их называют четками. Необходимо помнить о том, что это орудие молитвы, а никак не эстетическая деталь.

Можно ли молиться по четкам

Название четки пошло от слова считать, отсчитывать. Их часто используют для счета молитв или поклонов. Внешне они выглядят как бусины на нитке с крестиком. Начало использования данного предмета было положено еще святым Василием Великим. Они использовались неграмотными монахами, которые молились не по книгам, а по определенному числу Иисусовых молитв. Никакого иного смысла она в себе не несла.

В современной духовной практике нет строгого правила о том, как молится на четках. Основную молитву, которую читают при использовании четок, считают Иисусову молитву.

В монашестве их называют еще духовным мечом. Они вручаются монаху во время пострига для непрестанной молитвы и от рассеивания ума. Также они могут быть использованы для специального молитвенного правила. Оно состоит из определенного количества Ииисусовых молитв. В данном случае они читаются по определенному благословению, иначе можно попасть в состояние духовной прелести и нанести серьезный вред своему духовному деланию.

Использование четок для простых мирян возможно только после благословения духовника. И то, только в виде напоминания о непрестанной молитве.

Как использовать

  • Проводить молитву с их использованием стоит незаметно для постороннего глаза.
  • Молитва на четках может включать в себя вставки других молитв.
  • обязательно перед началом такой духовной практики стоит получить благословение духовника.

Можно также сравнить сходство четок с узлами, которые были наложены на Христа в Гефсиманском саду. Он был связан, приведен на беззаконный суд, а потом позорно казнен.

Есть определенные правила того, как молиться по четкам православным. Нет никаких особых молитв для четок. Это скорее напоминание о том, что необходимо прочитать молитву. Но есть также определенные церковные традиции, которые связанные с молитвой по четкам.

Перед тем как начать использовать четки для молитвы, стоит попросить благословления у священника. Молится по ним достаточно просто. Каждая бусина – одна молитва. Зажмите между двум пальцами бусину и читайте от всего сердца молитву.

Какие молитвы читать

Бывает такое, что на нитке нанизаны большие и маленькие бусины. В основном между 2 большими может быть 10 небольших. Если так и есть, то на большие можно читать «Символ Веры» на русском языке, «Отче Наш» или молитву 50 Псалом читать на русском языке, а на остальные – 10 молитв.

Смысл многократного повторения молитвенных слов – вдуматься в их смысл и через молитву соприкоснуться с Господом. Молитва – это уничтожитель сорняков, после использования которой проще взрастить что-то полезное и доброе.

Можно ли мирянину молиться по четкам?

Содержимое

Четки – это орудие молитвы, а не эстетическая деталь, напоминает иерей Андрей Чиженко.

В принципе, можно молиться. Только это нужно делать с благословения духовника, который должен рассмотреть, полезно ли это для человека, делает ли он это из благочестивых побуждений, например, научиться молитве Иисусовой и тем самым приблизиться к Богу или по каким-то другим причинам: тщеславие, ношение или моление по четкам на показ и прочее. Потому часто, если мирянам благословляется молитва по четкам, то запрещается носить их напоказ – на виду. Для монашествующего, наоборот, четки являются не только средством молитвы, но и деталью монашеского облачения, которые он (она), как правило, всегда носит с собой. Четки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге как орудие непрестанной молитвы и одно из главных оружий против диавола, чтобы через призывание имени Божьего монах восходил по ступеням духовного развития и стяжал Духа Святого.

То есть очевидна разница между иночествующим и мирянином. Для монаха четки являются обязательным средством, позволяющим ему стяжать навык непрестанной молитвы. А для мирянина четки не обязательны. Во-первых, потому что в связи с рабочей и семейной занятостью у него может не быть времени для молитвы по четкам. А во-вторых, молитва тоже иногда наносит вред человеку. Например, если он молится без смирения, покаянного настроя и угождения воли Божьей, но для поиска «возвышенных» состояний или внешнего почитания его среди людей. У новопостриженного монаха всегда имеется опытный духовник, который наблюдает за ним и учит его, в том числе и правильной, трезвомыслящей молитве по четкам. Не случайно православное делание названо святыми отцами трезвением. Так, к примеру, после монашеского пострига Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который в свое время состоялся в Одессе, его духовником стал преподобный Кукша Одесский.

Потому и мирянин должен идти в деле молитвы по четкам только через благословение и наблюдение духовника.

Теперь обратимся к истории возникновения четок и практике молитвы по ним.

Слово четки – древнерусское, произошло от глагола «честь», то есть «считать» на современном языке. Этот глагол выражает суть практики молитвы по четкам.

Предполагается, что употребление четок в монастырях впервые ввел святитель Василий Великий во второй половине IV века. По другим источникам, их начали использовать в начале того же столетия египетские отцы: преподобный Антоний Великий или преподобный Пахомий Великий. Считается, что четки были введены для монахов, необученных грамоте, которые не могли молиться по книгам. С тех пор молитва по четкам получила огромное распространение.

Как правило, православные четки представляют собой замкнутую нить (символ бесконечности и беспрерывности молитвы). На нее нанизаны деревянные бусинки (в Греции практикуются иногда нити и бусинки из овечьей шерсти). Маленькие бусинки разбиты на десятки бусинками более крупных размеров. Венчает четки обычно крест.

Четки – это средство отсчета, как метроном у музыкантов – средство держать темп. Пальцами руки молящийся перебирает бусинки и традиционно читает при этом в общеупотребительной практике Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)») или ее сокращенный вариант («Господи, помилуй мя грешнаго»). Дойдя до большой бусинки, молящийся читает «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть». Пройдя всю ниточку четок, нужно читать главную молитву христианства, преподанную нам самим Спасителем – «Отче наш», потом снова возобновляется чтение Иисусовой молитвы.

Еще в древности был замечен следующий психологический момент, который одновременно и расслабляет, и успокаивает человека. Как бы сказали сегодня современные психологи, «мелкая моторика пальцев». Молитва лучше «идет» тогда, когда руки человека чем-то заняты, например, перебиранием четок или плетением корзин, как делали монахи в старину.

Мирянину количество и время молитвы надо оговорить со своим духовником.

Также хочется предостеречь вас, дорогие братья и сестры, быть осторожными, приобретая четки в иных местах, кроме православных монастырей и храмов. Помните, что четки являются символом религиозной традиции не только у христиан, но и у буддистов, мусульман и т.д.

Не нужно использовать четки как средство декора: носить на шее, на руках, использовать как украшение на зеркале заднего вида в машине. Четки – это орудие молитвы, а не эстетическая деталь. Они – средство приближения к Богу, и потому к ним нужно относиться благоговейно, как к церковному предмету – иконе или свече, например.

Но главное: не следует искать при чтении Иисусовой молитвы «возвышенных» состояний и «духовных» восторгов. К делу молитвы нужно прежде всего подходить со вниманием, смирением и покаянным настроем сокрушения о своих грехах – это те двери, за которыми нас ждет Господь Иисус Христос.

Мнение редакции портала может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.

Использование материалов сайта в печатных изданиях и на интернет-ресурсах возможно только с указанием ссылки на портал.

Молитва по четкам правило

Количества молитв, читаемых по четкам за соответствующие службы.

Первые цифры количество молитв и поклонов соответственно – это правило помещено в Следованной Псалтири, Служебнике, третья цифра молитвы без поклонов – это правило взято из одной старой Следованной Псалтири, последние цифры обозночают количество молитв или время (минуты), которое надо молиться, если нет четок – афонское правило для тех, кто не может присутствовать да богослужением, взято из «Иноческого келейного правила» ТСЛ, 2001 Вечерня, 100 молитв и 25 поклонов или 600 молитв без поклонов, 900 – Спасителю или 15 мин., 300 – Божией Матери или 5 мин., 100 – Св. дня или 2 мин., 100 – Св. храма или 2 мин, 100 – Св. седмичному или 2 мин. Повечерие малое, 50 молитв и 12 покл., 400 мол. без покл., 900 – Спасителю или 15 мин, 300 – Божией Матери или 5 мин, 100 – Св. дня или 2 мин, 100 – Св. храма или 2 мин, 100 – Св. седмичному или 2 мин.

1. Повечерие великое, 150 молитв и 36 поклонов или 700 молитв без поклонов

2. Полуношница, 100 молитв и 25 покл., 600 мол. без покл., 1200 – Спасителю или 20 мин., 300 – Божией Матери или 5 мин

3. Утренняя, 300 молитв и 50 покл., 1500 мол. без покл., 2700 – Спасителю или 60 мин., 900 – Божией Матери или 15 мин., 100 – Св. дня или 2 мин., 100 – Св. храма или 2 мин., 100 – Св. седмичному или 2 мин., 300 – Всем святым или 5 мин.

4. Часы (каждый в отдельности), 50 молитв с 7 поклонами или 250 молитв без поклонов

5. Часы (все) с междучасиями, 1500 молитв без поклонов, 1800 – Спасителю или 30 мин., 600 – Божией Матери или 10 мин.Изобразительные, 100 молитв и 10 поклонов

6. Вся Псалтирь, 6000 молитв без поклонов

7. Одна кафизма, 300 молитв без поклоновОдна Слава, 100 молитв без поклонов

8. Канон Ангелу Хранителю, 50 молитв и 7 поклонов

9. Канон седмичный, 30 молитв 5 поклонов

10. Канон Богородице с акафистом, 200 молитв и 29 поклонов

11. Последование ко Св. причащению, 1200 – Спасителю или 20 минут, 300 – Божией Матери или 5 мин.

12. Молебен Спасителю, Божией Матери или святому, 600 молитв тому, кому служиться молебен или 5 минут.

1) За все службы в первых двух случаях (молитвы с поклонами и молитвы без поклонов) читается положенное число молитв: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", с поклонами или без поклонов. Также за канон Богородице с акафистом вместо молитв и поклонов можно положить 300 поклонов. За канон Параклисис Богородице молитв 70 и поклонов 12 или молитву: "Владычице моя Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго" – 100 раз.

2) Молитвы, читаемые по четкам по афонскому правилу:

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери:

Святым: Святой апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобный отче наш, святителю отче наш и т.д.) моли Бога о мне (или просто: святее (святая) … моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю:

Молитвы святым седмицы:

В понедельник: Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.

В среду и пяток: Кресс Христов, спаси мя силою твоею.

В четверток: Святи апостоли, молите Бога о мне; Святителю отче Николае, моли Бога о мне.

В субботу: Вси святи, молите Бога о мне.

В неделю: Прествятая Троице (Боже мой), помилуй мя.

Мужской монастырь "Крестовая Пустынь", поселок Солох-Аул

Официальный сайт монастыря

Каждый православный христианин должен непрестанно молиться и бодрствовать.

В истории человечества христианство занимало свое место постепенно, получая победу над лжеучениями и над всем хитросплетением земного разума. Внутреннее действие веры увлекало подвижников уходить в безлюдные, не пригодные для жизни места, или оставаться беззащитным в безбожном обществе, и единственным оружием этих людей было Евангелие, Псалтирь и четки с Иисусовой молитвой.

Не умеющие грамоты заменяют все богослужения чтением молитв по четкам в таком порядке:

За вечерню с акафистом Богородице - 12 четок

без акафиста - 8

За малое повечерие с каноном Богородице - 7

За великое повечерие - 12

За полунощницу и утреню - 33

За часы с акафистом Спасителю - 16

За всю псалтирь - 60

За канон, и за акафист - по 3

Начало обычное: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Трисвятое, Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз, Приидите, поклонимся (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во единаго Бога».

И начинает молиться по четкам; четки обыкновенно имеют сто зерен, каждое зерно (или узелок) перебирает пальцами левой руки до конца и читает молитву Иисусову, Богородице и святым за все церковные богослужения.

Спасителю: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Божией Матери: Пресвятая Владычице, Богородице, спаси мя грешнаго. Ангелу-хранителю: Святый ангеле-хранителю, моли Бога о мне.

В понедельник: Св. архангелам и ангелам. Святии архангели и ангели, молите Бога о мне.

Во вторник: Св. великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о мне.

В среду и пяток: Слава, Господи, кресту Твоему честному.

В четверг: Святии апостоли, молите Бога о мне.

И еще: Святителю отче Николае, моли Бога о мне. В субботу: Вси святии, молите Бога о мне.

В воскресение: Слава, Господи, св. воскресению Твоему.

Ежедневно: Дневному святому по числу минеи; (смотри в святцах).

О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих (имя рек). О упокоении: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой души усопших рабов Твоих (имя рек). И сии все молитвы читаются, как по книге, стоя, только чрез 10 или 15 зерен четок делается крестное знамение и поясной поклон (за келейный канон за каждым зерном: поясной поклон и крестное знамение каждый раз; он называется покаянный канон).

По обычном начале читаются четки, 3 Спасителю, 4-я Божией Матери, 5-ая дневная; вместо службы дневной в октоихе.

Второй комплект: Спасителю - 3 четки.

Божией Матери - 1

Третий комплект: Спасителю - 3 четки.

Божией Матери - 1

О здравии и о упокоении родителей, сродников и благодетелей по пол четки - 1

Четвертый комплект: Спасителю 3 четки.

Божией Матери - 1

После каждой четки Спасителю: Слава и ныне, Аллилуиа, Слава Тебе, Боже (трижды), Господи, помилуй (трижды). «Слава и ныне», затем читает другую четку. За каждой четкой Божией Матери читается: «Богородице Дево, радуйся (трижды) и молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Владычицы нашея, Богородицы, Приснодевы Марии, помилуй и спаси мя грешнаго. Слава, и ныне. Аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды), Господи, помилуй (Трижды), Слава и ныне» - и следующую четку.

Смотря, какое правило, два или три комплекта, за утреню более 6-ти, а за бдение до 12-ти комплектов, смотря, какой праздник, то и больше прибавляется празднику или празднуемому святому.

О здравии и о упокоении на всех правилах по полчетки читает и поминает имена.

Каждый раз, входя в келлию, после правила читается: «Богородице Дево, радуйся» (трижды) и 3 земных поклона.

За молитвы и правило ко причащению: 10 четок, 8 Спасителю; 2 - Божией Матери; за молитвы по причащении 4 четки: 3 Спасителю, 1 Божией Матери.

По окончании всякого правила читается: «Достойно есть», Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

После этого прикладывается к иконам.

Сие совершая ежедневно, благодаря Бога и Царицу небесную, призвавшую на св. гору Афонскую, в тихое пристанище монашеского жития, прося Всепетую Богоматерь, да не оставит нас Своим ходатайством и на втором пришествии Сына Своего и Бога нашего. Аминь.

Святогорец - монах Тихон

О правиле Афонских пустынножителей-отшельников начала 20 века:

Я не имел раньше понятия о жизни пустынников св. горы Афона. Поэтому мне показалось очень странным: как это можно монаху, тем более - схимонаху, жить, не посещая иной раз неделю или две общежительных обителей, в которых совершается литургия и другие церковные богослужения.

Кроме сего, мне еще приходило на мысль: как одинокому человеку жить среди лесов, гор, ущелий, страшных дебрей и оврагов! Одни из пустынников живут в каменных пещерах, другие в тесных хижинах, третьи переходят с места на место, не имея своего уголка, где бы главу приклонить, они воистину могут сказать: «бегая, водворихся в пустыни. Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури» (Пс.54:8-9). Когда и я испытывал малодушие и бурю от смущающих меня мыслей, то ни в каком случае не мог бы жить и одной недели в пустыне, да еще - без церковной службы. Но, по воле Божией, пришлось и мне испытать пустынную жизнь.

Проходя по святой горе, я увидел множество отшельников, «якоже пчельник, собранный в расселинах и пещерах по всей горе, якобы во улиях мысленных, безмолвия сладкий мед составляющих для увеселения сердец и для спасения душ своих», помощью Милосердной Владычицы и Покровительницы нашей Богородицы к Приснодевы Марии, и молитвами преподобных отец Афонских, как под древами благосеннолиственными покрываемии.

Между сими боголюбивыми пустынниками нашел и я себе место у одного отшельника, летами уже совершенного и в добродетели преуспевающего.

Первым долгом я постарался узнать; могу ли я вместить пустынную жизнь, или нет, а также разрешить недоумение о правиле: есть ли возможность монаху молиться без церкви, выполняя правила церковной службы?

В продолжение одного полугодия я успел довольно познакомиться с правилом святогорцев-пустынножителей, узнавая все подробно и упражняясь на деле.

Я остался очень доволен, а также пожелал дать подробное и ясное понятие всем, подобно мне, недоумевающим о пустынном правиле, как монашествующим лицам, так и мирским, желающим молиться на всяком месте и выполнять все правила, при затруднении в случае недостатка книг, а также - малограмотным и совсем безграмотными.

Порядок правила для грамотных

Так как суточный ряд церковных служб начинается с вечерни, то и мы начнем изложение церковных служб с вечерни, прежде других служб.

В девять часов дня, по восточному счету (по-русски: в 3 часа вечера) читает вечерню, по книгам, становясь в своей калибе или в пещере пред св. иконами, совершает начало: «Молитвами св. отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя грешнаго, аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный… Трисвятое (трижды), Слава, и ныне. Пресвятая Троице, помилуй нас… Господи, помилуй. 12 раз. Слава и ныне. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему» (три поклона).

Вместо эктении: «Господи, помилуй», 12 раз. Кафизму рядовую, стихиры. «Свете тихий», прокимен дне, «Сподоби, Господи», «Господи, помилуй», 12 раз, стихиры на стиховне, «Ныне отпущаеши», Трисвятое (трижды), тропарь св. или двум, Богородичен, «Господи, помилуй», 40 раз и поминает имена о здравии и спасении; Государя, Святейший Всероссийский Синод, и Афонских русских архимандритов, своего духовного отца, родителей, сродников, благодетелей, христолюбивое воинство и за весь мир. Также поминает и о упокоении всех. Затем читается акафист Богородице. По акафисте; «Достойно есть», «Утверди, Боже, Благочестивейшаго» (до конца). Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови: Молитвами Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя. Аминь. И прилагается к иконам.

При закате солнца читает повечерие, с каноном Божией Матери. В конце повечерия поется стихира кресту: «Иже крестом ограждаема» и целует крест. Отпуст: «Молитвами св. отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя грешнаго. Аминь».

Через минут 15 после повечерия келейный канон. Тянут (по выражению монашескому, «тянут», т.е. перебирают по зернышку четки до конца и опять начинают сначала) сей канон без исключения все: монастырские, обительские и отшельники; тянут по четкам в келлиях, за каждым зерном четки поясной поклон, и земные поклоны кладут в количестве, назначенном старцем или духовником.

Канон мантийного монаха

Начало: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас: Аминь». Таже: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш. Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже». «Верую во Единаго Бога».

Спасителю - 3 четки

Божией Матери - 2

Всем святым - 1 четка.

Ангелу хранителю - 1

О здравии родителей, сродников и благодетелей - 1/2

О упокоении - 1/2

Земных поклонов Спасителю - 30

Божией Матери - 20

О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей - 3 поклона

Канон рясофорного монаха и послушника:

Святому, которого носишь имя 1/2

Земных поклонов - 50

Некоторые делают так:

Спасителю - 3 четки.

Божией Матери - 2

Земных поклонов - 50

О келейном каноне

1) Келейный канон исполняют все ежедневно, кроме 10 дней в году: от Великого четвертка по Фомино воскресение.

2) Поклоны земные отменяются по субботам и воскресеньям во весь год, во всю Пятидесятницу, также - когда бывает бдение и полиелей в память великих святых среди недели.

3) В дни воскресные и бденные совершается канон, когда есть время, днем или ночью, без земных поклонов, одни четки, только с поясными поклонами.

Утреня в 12 часов ночи

Начало обычное; читает полунощницу с кафизмою и все до конца; также утреню. За кафизмы по четкам вычитывает: 3 четки Спасителю за кафизму; за канон святых 3 четки. Все остальное - по Следованной псалтири до конца. За эктении по 12 раз: «Господи, помилуй», а за сугубую - по 40 раз: «Господи, помилуй» и поминает о здравии и о упокоении родителей, сродников и благодетелей и - отпуст. Кланяется иконам.

Часы и обедница

В шесть часов утра читаются часы. Начало обычное: «Молитвами св. отец наших» до «Приидите, поклонимся», псалмы 3-го часа и 6-ого. Изобразительныя: блаженны, апостол, евангелие, акафист Спасителю и далее все по ряду. Поминает своих родителей, сродников и благодетелей и за весь мир молится. Отпуст. Покланяется иконам.

Исполняя предания св. отцев, по окончании часов принимают антидор и запивают освященной водой, которая в монастырях, скитах и обителях освящается первого числа каждого месяца, нарочно для окропления обители (каждый месяц освящается вода и очередной иеромонах с певчими ходит по келлиям, в которых живут братия, и по всем зданиям, поют тропарь: «Спаси, Господи», и окропляют св. водой) и для запивания антидора, по окончании литургии берут антидор и запивают святой водой.

А пустынножители при посещении монастырей, скитов или обителей бывают снабжены антидором и освященной водой, и пользуются ими до того времени, пока случится в другой раз побывать в обители.

1) Все эти службы суточного круга церковной службы, невозможно одному человеку прочитать по книгам, даже двум тяжело. Кроме того, один не в состоянии приобрести нужных книг для выполнения всего церковного устава: некоторые, кроме Следованной псалтири и евангелия, других книг не имеют; чтение по книгам они более заменяют молитвами по четкам.

Обычно по четкам также исполняют пятисотницу и Богородичное правило.

Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Вторая и третия сотницы подобны первой.

Старец проигумен Харалампий,

монастырь преп. Дионисия,

КАК СОВЕРШАЕТСЯ МОЛИТВА ПО ЧЁТКАМ

Данное правило употребляется на Святой Горе Афон монахами,

не имеющими возможности посещать уставные церковные службы

Возлюбленные братья, вострубим подъем!

Враги наши бесы не спят и непрестанно трудятся, чтобы ввергнуть нас во грехи и по причине грехов и страстей - во глубину адскую. Мы не можем противоборствовать им ничем другим, кроме молитвы. Чтение духовных книг прекрасно и полезно. Чтение или посещение церковных служб помогает тем из нас, которые имеют для этого возможность.

Однако для многих способом, который может заменить другие способы молитвы, является молитва по чёткам. На каждом узелке чёток призывай имя Господа Иисуса, произнося краткую молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или просто: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Начинай так: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш. Господи помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся. 50-й псалом». Затем краткая импровизированная молитва один раз в день с кратким славословием, благодарением, исповеданием, прошением оставления твоих грехов и укрепления тебя и твоих братьев во Христе в добром подвиге.

И молитва по чёткам или по часам без чёток.

9 сотниц Спасителю или 15 минут по часам;

3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам;

1 сотница святому дня или 2 минуты по часам;

1 сотница святому храма или 2 минуты по часам;

1 сотница святому седмицы или 2 минуты по часам.

Повечерие. Так же, как и вечерня, с добавлением 6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам и 1 сотницы ангелу-хранителю или 2 минут по часам.

27 сотниц Спасителю или 1 час по часам;

9 сотниц Божией Матери или 15 минут по часам;

по 1 сотнице или по 2 минуты:

и святому седмицы, как на вечерне;

3 сотницы всем святым или 5 минут по часам.

Последование ко святому причащению:

12 сотниц Спасителю или 20 минут по часам;

3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам.

Молебен Спасителю, Божией Матери или святому:

6 сотниц или 10 минут по часам.

Часы 1-й, 3-й, 6-й, 9-й:

18 сотниц Спасителю или 30 минут по часам;

6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам.

Если у тебя мало свободного времени и ты едешь в автобусе или находишься где-то еще, вместо того, чтобы рассматривать окружающих, посмотри на свои часы, заключись внутри себя и произноси молитву, как мы сказали выше.

Благодаря привычке, неотступному вниманию и непрестанной молитве ты станешь труднодостижимой целью для лукавого. Соединяя с этим благоделание любви, милосердия, веры, сострадания, умиления, самоосуждения, надежды на Бога, регулярной исповеди и божественного причащения, ты приобретешь крепкий арсенал оружия и сделаешься защищенным благодатью Божией и почти недоступным для смертоносных стрел диавола. Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Поэтому, зная свою немощь, смиряйся и прославляй Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы, читаемые по чёткам

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Молитвы святым седмицы

В понедельник : Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник : Крестителю Христов, моли Бога о мне.

В среду и пяток : Кресте Христов, спаси мя силою твоею.

В четверток : Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне,

В субботу : Вси святии, молите Бога о мне.

В неделю : Пресвятая Троице (Боже мой), помилуй мя.

Первые цифры количество молитв и поклонов соответственно - это правило помещено в Следованной Псалтири, Служебнике, третья цифра молитвы без поклонов - это правило взято из одной старой Следованной Псалтири, последние цифры обозночают количество молитв или время (минуты), которое надо молиться, если нет четок - афонское правило для тех, кто не может присутствовать да богослужением, взято из «Иноческого келейного правила» ТСЛ, 2001 Вечерня, 100 молитв и 25 поклонов или 600 молитв без поклонов, 900 - Спасителю или 15 мин., 300 - Божией Матери или 5 мин., 100 - Св. дня или 2 мин., 100 - Св. храма или 2 мин, 100 - Св. седмичному или 2 мин. Повечерие малое, 50 молитв и 12 покл., 400 мол. без покл., 900 - Спасителю или 15 мин, 300 - Божией Матери или 5 мин, 100 - Св. дня или 2 мин, 100 - Св. храма или 2 мин, 100 - Св. седмичному или 2 мин.

1. Повечерие великое, 150 молитв и 36 поклонов или 700 молитв без поклонов

2. Полуношница, 100 молитв и 25 покл., 600 мол. без покл., 1200 - Спасителю или 20 мин., 300 - Божией Матери или 5 мин

3. Утренняя, 300 молитв и 50 покл., 1500 мол. без покл., 2700 - Спасителю или 60 мин., 900 - Божией Матери или 15 мин., 100 - Св. дня или 2 мин., 100 - Св. храма или 2 мин., 100 - Св. седмичному или 2 мин., 300 - Всем святым или 5 мин.

4. Часы (каждый в отдельности), 50 молитв с 7 поклонами или 250 молитв без поклонов

5. Часы (все) с междучасиями, 1500 молитв без поклонов, 1800 - Спасителю или 30 мин., 600 - Божией Матери или 10 мин.Изобразительные, 100 молитв и 10 поклонов

6. Вся Псалтирь, 6000 молитв без поклонов

7. Одна кафизма, 300 молитв без поклоновОдна Слава, 100 молитв без поклонов

8. Канон Ангелу Хранителю, 50 молитв и 7 поклонов

9. Канон седмичный, 30 молитв 5 поклонов

10. Канон Богородице с акафистом, 200 молитв и 29 поклонов

11. Последование ко Св. причащению, 1200 - Спасителю или 20 минут, 300 - Божией Матери или 5 мин.

12. Молебен Спасителю, Божией Матери или святому, 600 молитв тому, кому служиться молебен или 5 минут.

1) За все службы в первых двух случаях (молитвы с поклонами и молитвы без поклонов) читается положенное число молитв: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", с поклонами или без поклонов. Также за канон Богородице с акафистом вместо молитв и поклонов можно положить 300 поклонов. За канон Параклисис Богородице молитв 70 и поклонов 12 или молитву: "Владычице моя Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго" - 100 раз.

2) Молитвы, читаемые по четкам по афонскому правилу:


Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святой апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобный отче наш, святителю отче наш и т.д.) моли Бога о мне (или просто: святее (святая) … моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Молитвы святым седмицы:


В понедельник: Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.

В среду и пяток: Кресс Христов, спаси мя силою твоею.

В четверток: Святи апостоли, молите Бога о мне; Святителю отче Николае, моли Бога о мне.

В субботу: Вси святи, молите Бога о мне.

В неделю: Пресвятая Троице (Боже мой), помилуй мя.

Каждый православный христианин должен непрестанно молиться и бодрствовать.

В истории человечества христианство занимало свое место постепенно, получая победу над лжеучениями и над всем хитросплетением земного разума. Внутреннее действие веры увлекало подвижников уходить в безлюдные, не пригодные для жизни места, или оставаться беззащитным в безбожном обществе, и единственным оружием этих людей было Евангелие, Псалтирь и четки с Иисусовой молитвой.

Как появились четки в христианстве

Христианская молитва по четкам берет начало в первых пустынях и монашеских обителях и является важным этапом в развитии церкви. В жизнеописании Павла Фивейского говорится о том, что святой использовал для отсчета количества молитв обычные камешки. На Востоке первые христиане для этой цели нанизывали на веревку сушеные ягоды. Преподобный Феодосий Печерский изображается на иконах с четками в сто узелков, такими, которые используют афонские монахи. А преподобного Нестора Летописца современники описывали так: «в правой руке у него перо, а левой четки перебирает».

Считается, что этот ритуально-молитвенный предмет ввел в монашеский обиход преподобный Пахомий Великий. Тогда среди монахов было много необразованных простолюдинов. Из всех молитв они произносили только Иисусову. Святой обязал их молиться ею определенное количество раз в день, придерживаясь заповеди Христа о молитве непрестанной. А уже святитель Василий Великий (Кесарийский) оставил по своей кончине свод правил для монахов, в котором было сказано о святости вервицы при молитвенном взывании к Богу.

Уже из Греции традиция использования ее пришла на Святую Русь.

Разновидности четок

Четки служат человеку напоминанием о молитве. Причем, соединенные в круг узелки символизируют молитву непрестанную. Аллегорически они также означают венец веры. К узелку, который образуется при связывании в круг нитки, присоединяют крестик с кисточкой.

Первоначально на Руси этот молитвенный инструмент назывался вервицей. Древнее славянское слово означает веревочку с навязанными на ней узелками и означает в православии Благодать Духа Святаго. По вервице творил молитву преподобный Сергий Радонежский.

Другой вид, лествица, представляла собой кожаную полоску с приклеенными или нашитыми жгутиками. Она символизирует восхождение человека к Небу. С лествицей в левой руке часто изображают на иконе преподобного Серафима Саровского. Этот святой учил своих духовных чад молитве богосозерцательной. Богородичное правило преподобного Серафима многих людей спасало от бед и жизненных напастий, а творится оно по четкам.

От лествицы несколько отличается лестовка. Но используют ее теперь только раскольники-старообрядцы.

Собственно четки представляют собой нанизанные на нить бусинки. Название их происходит от древнерусского слова «чит» (читать). Каждая бусинка – это произнесенная вслух молитва.

В греческой церкви их называют комвологион (узословие) или компосхинион (веревочка хвалы).

В монашестве четки называют духовным мечем. Иноки не расстаются с ними никогда. Духовным спасательным кругом являются они и для каждого боголюбивого христианина.

Правило для безграмотных :
Не умеющие грамоты заменяют все богослужения чтением молитв по четкам в таком порядке:
За вечерню с акафистом Богородице — 12 четок
без акафиста — 8
За малое повечерие с каноном Богородице — 7
За великое повечерие — 12
За полунощницу и утреню — 33
За часы с акафистом Спасителю — 16
За бдение — 60
За всю псалтирь — 60
За кафизму — 3
За канон, и за акафист — по 3
Начало обычное: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Трисвятое, Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз, Приидите, поклонимся (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во единаго Бога».
И начинает молиться по четкам; четки обыкновенно имеют сто зерен, каждое зерно (или узелок) перебирает пальцами левой руки до конца и читает молитву Иисусову, Богородице и святым за все церковные богослужения.
Молитвы:
Спасителю: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Божией Матери: Пресвятая Владычице, Богородице, спаси мя грешнаго. Ангелу-хранителю: Святый ангеле-хранителю, моли Бога о мне.
В понедельник: Св. архангелам и ангелам. Святии архангели и ангели, молите Бога о мне.
Во вторник: Св. великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о мне.
В среду и пяток: Слава, Господи, кресту Твоему честному.
В четверг: Святии апостоли, молите Бога о мне.
И еще: Святителю отче Николае, моли Бога о мне. В субботу: Вси святии, молите Бога о мне.
В воскресение: Слава, Господи, св. воскресению Твоему.
Ежедневно: Дневному святому по числу минеи; (смотри в святцах).
О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих (имя рек). О упокоении: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой души усопших рабов Твоих (имя рек). И сии все молитвы читаются, как по книге, стоя, только чрез 10 или 15 зерен четок делается крестное знамение и поясной поклон (за келейный канон за каждым зерном: поясной поклон и крестное знамение каждый раз; он называется покаянный канон).

Разделение четок
По обычном начале читаются четки, 3 Спасителю, 4-я Божией Матери, 5-ая дневная; вместо службы дневной в октоихе.
Второй комплект: Спасителю — 3 четки.
Божией Матери — 1
Св. в минее — 1
Третий комплект: Спасителю — 3 четки.
Божией Матери — 1
О здравии и о упокоении родителей, сродников и благодетелей по пол четки — 1
Четвертый комплект: Спасителю 3 четки.
Божией Матери — 1
Ангелу-Хранителю — 1
После каждой четки Спасителю: Слава и ныне, Аллилуиа, Слава Тебе, Боже (трижды), Господи, помилуй (трижды). «Слава и ныне», затем читает другую четку. За каждой четкой Божией Матери читается: «Богородице Дево, радуйся (трижды) и молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Владычицы нашея, Богородицы, Приснодевы Марии, помилуй и спаси мя грешнаго. Слава, и ныне. Аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды), Господи, помилуй (Трижды), Слава и ныне» — и следующую четку.
Смотря, какое правило, два или три комплекта, за утреню более 6-ти, а за бдение до 12-ти комплектов, смотря, какой праздник, то и больше прибавляется празднику или празднуемому святому.
О здравии и о упокоении на всех правилах по полчетки читает и поминает имена.
Каждый раз, входя в келлию, после правила читается: «Богородице Дево, радуйся» (трижды) и 3 земных поклона.
За молитвы и правило ко причащению: 10 четок, 8 Спасителю; 2 — Божией Матери; за молитвы по причащении 4 четки: 3 Спасителю, 1 Божией Матери.
По окончании всякого правила читается: «Достойно есть», Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».
После этого прикладывается к иконам.
Сие совершая ежедневно, благодаря Бога и Царицу небесную, призвавшую на св. гору Афонскую, в тихое пристанище монашеского жития, прося Всепетую Богоматерь, да не оставит нас Своим ходатайством и на втором пришествии Сына Своего и Бога нашего. Аминь.
Святогорец — монах Тихон

О правиле Афонских пустынножителей-отшельников начала 20 века:

Предисловие
Я не имел раньше понятия о жизни пустынников св. горы Афона. Поэтому мне показалось очень странным: как это можно монаху, тем более — схимонаху, жить, не посещая иной раз неделю или две общежительных обителей, в которых совершается литургия и другие церковные богослужения.
Кроме сего, мне еще приходило на мысль: как одинокому человеку жить среди лесов, гор, ущелий, страшных дебрей и оврагов! Одни из пустынников живут в каменных пещерах, другие в тесных хижинах, третьи переходят с места на место, не имея своего уголка, где бы главу приклонить, они воистину могут сказать: «бегая, водворихся в пустыни. Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури» (Пс.54:8-9). Когда и я испытывал малодушие и бурю от смущающих меня мыслей, то ни в каком случае не мог бы жить и одной недели в пустыне, да еще — без церковной службы. Но, по воле Божией, пришлось и мне испытать пустынную жизнь.
Проходя по святой горе, я увидел множество отшельников, «якоже пчельник, собранный в расселинах и пещерах по всей горе, якобы во улиях мысленных, безмолвия сладкий мед составляющих для увеселения сердец и для спасения душ своих», помощью Милосердной Владычицы и Покровительницы нашей Богородицы к Приснодевы Марии, и молитвами преподобных отец Афонских, как под древами благосеннолиственными покрываемии.
Между сими боголюбивыми пустынниками нашел и я себе место у одного отшельника, летами уже совершенного и в добродетели преуспевающего.
Первым долгом я постарался узнать; могу ли я вместить пустынную жизнь, или нет, а также разрешить недоумение о правиле: есть ли возможность монаху молиться без церкви, выполняя правила церковной службы?
В продолжение одного полугодия я успел довольно познакомиться с правилом святогорцев-пустынножителей, узнавая все подробно и упражняясь на деле.
Я остался очень доволен, а также пожелал дать подробное и ясное понятие всем, подобно мне, недоумевающим о пустынном правиле, как монашествующим лицам, так и мирским, желающим молиться на всяком месте и выполнять все правила, при затруднении в случае недостатка книг, а также — малограмотным и совсем безграмотными.

Порядок правила для грамотных
Так как суточный ряд церковных служб начинается с вечерни, то и мы начнем изложение церковных служб с вечерни, прежде других служб.
В девять часов дня, по восточному счету (по-русски: в 3 часа вечера) читает вечерню, по книгам, становясь в своей калибе или в пещере пред св. иконами, совершает начало: «Молитвами св. отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя грешнаго, аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный… Трисвятое (трижды), Слава, и ныне. Пресвятая Троице, помилуй нас… Господи, помилуй. 12 раз. Слава и ныне. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему» (три поклона).
Дальше читает час девятый, и вечерню. Начало обычное: «Молитвами св. отец… Приидите, поклонимся (трижды) и псалом: «Благослови, душе моя, Господа».
Вместо эктении: «Господи, помилуй», 12 раз. Кафизму рядовую, стихиры. «Свете тихий», прокимен дне, «Сподоби, Господи», «Господи, помилуй», 12 раз, стихиры на стиховне, «Ныне отпущаеши», Трисвятое (трижды), тропарь св. или двум, Богородичен, «Господи, помилуй», 40 раз и поминает имена о здравии и спасении; Государя, Святейший Всероссийский Синод, и Афонских русских архимандритов, своего духовного отца, родителей, сродников, благодетелей, христолюбивое воинство и за весь мир. Также поминает и о упокоении всех. Затем читается акафист Богородице. По акафисте; «Достойно есть», «Утверди, Боже, Благочестивейшаго» (до конца). Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови: Молитвами Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя. Аминь. И прилагается к иконам.

Повечерие
При закате солнца читает повечерие, с каноном Божией Матери. В конце повечерия поется стихира кресту: «Иже крестом ограждаема» и целует крест. Отпуст: «Молитвами св. отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя грешнаго. Аминь».

Келейный канон
Через минут 15 после повечерия келейный канон. Тянут (по выражению монашескому, «тянут», т.е. перебирают по зернышку четки до конца и опять начинают сначала) сей канон без исключения все: монастырские, обительские и отшельники; тянут по четкам в келлиях, за каждым зерном четки поясной поклон, и земные поклоны кладут в количестве, назначенном старцем или духовником.

Канон мантийного монаха
Начало: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас: Аминь». Таже: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш. Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже». «Верую во Единаго Бога».
Спасителю — 3 четки
Божией Матери — 2
Всем святым — 1 четка.
Ангелу хранителю — 1
О здравии родителей, сродников и благодетелей — 1/2
О упокоении — 1/2
Земных поклонов Спасителю — 30
Божией Матери — 20
О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей — 3 поклона
О упокоении — 3

Канон рясофорного монаха и послушника:
Спасителю — 1четка
Бого-Матери — 1 ч.
Ангелу-Хранителю — 1/2
Святому, которого носишь имя 1/2
Земных поклонов — 50
Некоторые делают так:
Спасителю — 3 четки.
Божией Матери — 2
Всем святым — 1
Земных поклонов — 50

О келейном каноне
1) Келейный канон исполняют все ежедневно, кроме 10 дней в году: от Великого четвертка по Фомино воскресение.
2) Поклоны земные отменяются по субботам и воскресеньям во весь год, во всю Пятидесятницу, также — когда бывает бдение и полиелей в память великих святых среди недели.
3) В дни воскресные и бденные совершается канон, когда есть время, днем или ночью, без земных поклонов, одни четки, только с поясными поклонами.

Утреня в 12 часов ночи
Начало обычное; читает полунощницу с кафизмою и все до конца; также утреню. За кафизмы по четкам вычитывает: 3 четки Спасителю за кафизму; за канон святых 3 четки. Все остальное — по Следованной псалтири до конца. За эктении по 12 раз: «Господи, помилуй», а за сугубую — по 40 раз: «Господи, помилуй» и поминает о здравии и о упокоении родителей, сродников и благодетелей и — отпуст. Кланяется иконам.

Часы и обедница
В шесть часов утра читаются часы. Начало обычное: «Молитвами св. отец наших» до «Приидите, поклонимся», псалмы 3-го часа и 6-ого. Изобразительныя: блаженны, апостол, евангелие, акафист Спасителю и далее все по ряду. Поминает своих родителей, сродников и благодетелей и за весь мир молится. Отпуст. Покланяется иконам.
Исполняя предания св. отцев, по окончании часов принимают антидор и запивают освященной водой, которая в монастырях, скитах и обителях освящается первого числа каждого месяца, нарочно для окропления обители (каждый месяц освящается вода и очередной иеромонах с певчими ходит по келлиям, в которых живут братия, и по всем зданиям, поют тропарь: «Спаси, Господи», и окропляют св. водой) и для запивания антидора, по окончании литургии берут антидор и запивают святой водой.
А пустынножители при посещении монастырей, скитов или обителей бывают снабжены антидором и освященной водой, и пользуются ими до того времени, пока случится в другой раз побывать в обители.

Примечание.
1) Все эти службы суточного круга церковной службы, невозможно одному человеку прочитать по книгам, даже двум тяжело. Кроме того, один не в состоянии приобрести нужных книг для выполнения всего церковного устава: некоторые, кроме Следованной псалтири и евангелия, других книг не имеют; чтение по книгам они более заменяют молитвами по четкам.

Обычно по четкам также исполняют пятисотницу и Богородичное правило.

ПРАВИЛО ПЯТИСОТНИЦЫ.

Первая сотница:
С молитвою: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
10 - земных,
20 - поясных,
70 - умносердечных.

В конце сотницы - земной поклон и молитву:
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Вторая и третия сотницы подобны первой.
Четвертая сотница:
С молитвою: Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя грешнаго.
10 - земных, 20 - поясных, 70 - умносердечных. В конце сотницы - земной поклон и молитву: Пресвятая Владычице моя Богородице. Пятая сотница:
5-ая сотница делится пополам. Из них, 50 молитв: Святый Ангеле Хранителю мой, моли Бога о мне грешнем. 5 - земных, 10 - поясных, 35 - умносердечных. И 50 молитв: Вси святии молите Бога о мне грешнем. 5 - земных, 10 - поясных, 35 - умносердечных. На последней - земной поклон и молитву: Пресвятая Владычице моя Богородице, с земным поклоном.
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Земной поклон.
Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды). Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Примечание: Проходить эту пятисотницу, когда кто может. Также читай после молитв 1 главу Евангелия, 2 главы из Апостола, 1 кафизму из Псалтири в сутки, начиная с первой до последней включительно.
(Правило читать не скоро, без лености, со умилением и сокрушением сердца, тихо и разумно, со вниманием, не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемое).

Под воскресные дни и великие праздники от Рождества Христова до Крещения и с Вербной недели до недели ап. Фомы, правило совсем отлагается, а в дни полиелейных праздников и под субботы проходится без земных поклонов.

Старец проигумен Харалампий,
монастырь преп. Дионисия,
Святая Гора Афон

КАК СОВЕРШАЕТСЯ МОЛИТВА ПО ЧЁТКАМ

Данное правило употребляется на Святой Горе Афон монахами,
не имеющими возможности посещать уставные церковные службы

Возлюбленные братья, вострубим подъем!

Враги наши бесы не спят и непрестанно трудятся, чтобы ввергнуть нас во грехи и по причине грехов и страстей - во глубину адскую. Мы не можем противоборствовать им ничем другим, кроме молитвы. Чтение духовных книг прекрасно и полезно. Чтение или посещение церковных служб помогает тем из нас, которые имеют для этого возможность.

Однако для многих способом, который может заменить другие способы молитвы, является молитва по чёткам. На каждом узелке чёток призывай имя Господа Иисуса, произнося краткую молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или просто: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Начинай так: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш. Господи помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся. 50-й псалом». Затем краткая импровизированная молитва один раз в день с кратким славословием, благодарением, исповеданием, прошением оставления твоих грехов и укрепления тебя и твоих братьев во Христе в добром подвиге.

И молитва по чёткам или по часам без чёток.

9 сотниц Спасителю или 15 минут по часам;

3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам;

1 сотница святому дня или 2 минуты по часам;

1 сотница святому храма или 2 минуты по часам;

1 сотница святому седмицы или 2 минуты по часам.

Повечерие. Так же, как и вечерня, с добавлением 6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам и 1 сотницы ангелу-хранителю или 2 минут по часам.

Полунощница:

27 сотниц Спасителю или 1 час по часам;

9 сотниц Божией Матери или 15 минут по часам;

по 1 сотнице или по 2 минуты:

святому дня,

святому храма

и святому седмицы, как на вечерне;

3 сотницы всем святым или 5 минут по часам.

Последование ко святому причащению:

12 сотниц Спасителю или 20 минут по часам;

3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам.

Молебен Спасителю, Божией Матери или святому:

6 сотниц или 10 минут по часам.

Часы 1-й, 3-й, 6-й, 9-й:

18 сотниц Спасителю или 30 минут по часам;

6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам.

Если у тебя мало свободного времени и ты едешь в автобусе или находишься где-то еще, вместо того, чтобы рассматривать окружающих, посмотри на свои часы, заключись внутри себя и произноси молитву, как мы сказали выше.

Благодаря привычке, неотступному вниманию и непрестанной молитве ты станешь труднодостижимой целью для лукавого. Соединяя с этим благоделание любви, милосердия, веры, сострадания, умиления, самоосуждения, надежды на Бога, регулярной исповеди и божественного причащения, ты приобретешь крепкий арсенал оружия и сделаешься защищенным благодатью Божией и почти недоступным для смертоносных стрел диавола. Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Поэтому, зная свою немощь, смиряйся и прославляй Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы, читаемые по чёткам

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Молитвы святым седмицы

В понедельник : Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник : Крестителю Христов, моли Бога о мне.

В среду и пяток : Кресте Христов, спаси мя силою твоею.

В четверток : Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне,

В субботу : Вси святии, молите Бога о мне.

В неделю : Пресвятая Троице (Боже мой), помилуй мя.