Е. П. ИльинПсихология спорта. Евгений ильин - психология индивидуальных различий Ильин евгений павлович психология

" Ильин Е. П. - СПб.: Питер, 2012. - 640 c.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

Учебное пособие адресовано прежде всего педагогам: учителям, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям колледжей и вузов Особое внимание уделено психологическим сведениям. актуальным для практической педагогики и отсутствующим в большинстве учебников по педагогической психологии.

Пособие включает в себя пять разделов: «Психология деятельности педагога». «Психология обучения», «Психология воспитания». «Психологическая характеристика педагогов», «Дошкольники и учащиеся как субъекты игровой и учебной деятельности и как объекты деятельности педагога». В конце книги дано приложение, в котором имеются два раздела методики изучения особенностей деятельности и личности педагогов и методики изучения психологических особенностей воспитанников и учащихся. Издание содержит обширный список литературы, относящейся к данной проблематике.

Предисловие...................................................... 9

Введение, или Зачем педагогу психологические знания.................12

Раздел первый

Психология деятельности педагога

Глава 1. Деятельность педагога ......................................20

1.1. Педагогическая деятельность и ее структура...................................20

1.2. Этапы педагогической деятельности...........................................21

1.3. Педагогические задачи и их решение...........................................22

1.4. Функции педагога.............................................................23

1.5. Формирование мотивов учебной деятельности.................................25

1.6. Создание адекватного педагогической задаче эмоционального фона.............27

1.7. Этапы организации учебной деятельности.....................................30

1.8. Изучение педагогом личностей учащихся......................................31

Глава 2. Педагогическое общение ....................................33

2.1. Понятие «общение», его виды.................................................33

2.2. Характеристики педагогического общения.....................................34

2.3. Средства общения.............................................................38

2.4. Факторы, обусловливающие эффективность педагогического общения.........41

2.5. Умения педагога, влияющие на эффективность общения.......................47

2.6. Педагогический такт..........................................................49

2.7. Культура речи педагога........................................................50

2.8. Личностные особенности педагогов, затрудняющие общение с учащимися......53

2.9. Общение и взаимоотношения учителей с родителями учащихся................57

Глава 3. Установление взаимопонимания педагога и учащихся ............60

3.1. Сущность взаимопонимания и этапы его установления.........................60

3.2. Восприятие педагогами учащихся и возникновение первою впечатления о них.....61

3.3. Изучение и понимание педагогом учеников....................................66

3.4. Особенности восприятия педагогов учащимися................................70

3.5. Обеспечение педагогом понимания его учащимися.............................74

3.6. Сближение позиций педагога и учащихся......................................75

3.7. Установление взаимопонимания педагога и учащихся..........................76

3.8. Сотрудничество педагога с учащимися.........................................82

3.9. Типизация учащихся педагогами..............................................83

Глава 4. Виды и формы воздействий педагога на учащихся ...............84

4.1. Виды воздействий.............................................................84

4.2. Проявление внимания к учащемуся............................................85

4.3. Просьбы и требования педагога................................................85

4.4. Убеждение и внушение........................................................88

4.5. Разъяснение..................................................................89

4.6. Принуждение.................................................................90

4.7. Оценка действий, поступков учащихся и успешности выполнения ими учебных заданий.........91

4.8. Поощрение....................................................................96

4.9. Наказание....................................................................98

4.10. Использование юмора, шутки.............................................. 102

Глава 5. Поведение педагога в конфликтных ситуациях ................104

5.1. Конфликтные ситуации и конфликты........................................ 104

5.2. Причины возникновения конфликтов педагога с учащимися.................. 105

5.3. Условия, способствующие возникновению конфликтов...................... 108

5.4. Фазы развития конфликта................................................... 109

5.5. Исходы конфликтных ситуаций............................................. 110

5.6. Основные правила поведения педагога в конфликтной ситуации.............. 113

5.7. Педагогическое управление конфликтом между учащимися.................. 116

Раздел второй

Психология обучения и воспитания

Глава 6. Психологические основы обучения ..........................118

6.1. Обучение и его психологические закономерности............................ 119

6.2. Дидактические принципы................................................... 120

6.3. Психолого-педагогические характеристики учебного материала.............. 123

6.4. Виды обучающих воздействий............................................... 125

6.5. Контроль за деятельностью учащихся........................................ 126

6.6. Опрос учащихся и его психологические особенности......................... 127

6.7. Отметка и ее психологическое воздействие................................... 129

6.8. Психологическая характеристика различных систем обучения................ 134

Глава 7. Психологические особенности активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ........145

7.1. Активизация познавательной деятельности учащихся........................ 145

7.2. Способы поддержания устойчивого внимания на уроке....................... 150

7.3. Невнимательность учащихся, ее причины и последствия..................... 151

7.4. Организация эффективного восприятия учебного материала на уроке........ 152

7.5. Организация условий для лучшего запоминания учебного материала учащимися......... 154

Раздел третий

Психология воспитания

Глава 8. Социально-психологические закономерности формирования коллектива и воспитания в нем учащихся ...............168

8.1. Понятие о социальной группе и коллективе.......................................168

8.2. Социальный статус учащихся в учебной группе...................................172

8.3. Стадии развития коллектива учащихся...............................................179

8.4. Психологические особенности воспитания учащихся в коллективе......................181

8.5. Общественное мнение ученического коллектива н психологические особенности его формирования...................184

Глава 9. Психологические аспекты формирования нравственности учащихся .............192

9.1. Что такое нравственность и нравственное воспитание........................ 192

9.2. Дисциплинированность как нравственное качество............................ 193

9.3. Ответственность (чувство долга) ............................................ 196

9.4. Психолого-педагогические условия формирования нравственности........... 198

9.5. Этапы формирования нравственного поведения учащихся....................203

9.6. Смысловой барьер в воспитании.............................................204

9.7. Учет возрастных особенностей личности учащихся в процессе нравственного воспитания.....................207

9.8. Психология воспитания учащихся с отклоняющимся (девиантным) поведением..........213

Глава 10. Психологические аспекты воспитания у учащихся стремления к самосовершенствованию .......217

10.1. Психологические особенности развития самостоятельности учащихся.......218

10.2. Формирование эталона (идеала)............................................222

10.3. Самопознание и самооценка как побудители самосовершенствования.......224

10.4. Этапы и средства самовоспитания подростков и старших школьников.......231

10.5. Возрастные особенности самовоспитания...................................236

10.6. Типичные ошибки самовоспитания.........................................237

Глава 11. Трудовое воспитание и профориентация учащихся ............239

11.1. Воспитание положительного отношения к труду............................239

11.2. Самоопределение учащихся и выбор ими профессии........................242

11.3. Возрастные этапы становления профессиональных интересов школьников.......245

11.4. Профессиональное самоопределение школьников разного пола..............246

11.5. Профориентационная работа учителя.......................................249

Раздел четвертый

Психологическая характеристика педагогов

Глава 12. Компоненты профессионального мастерства педагога ..........253

12.1. Педагогическая направленность (призвание)................................253

12.2. Знания (эрудиция) педагога................................................255

12.3. Умения педагога...........................................................258

12.4. Способности н профессионально важные качества педагога.................261

Глава 13. Индивидные и личностные особенности современных педагогов .....279

13.1. Особенности личности людей, избравших учительскую профессию..........279

13.2. Особенности мотивационной сферы педагогов..............................285

13.3. Особенности эмоциональной сферы педагогов..............................287

13.4. Стрессоустойчивость педагогов.............................................293

13.5. Агрессивность педагогов...................................................293

13.6. Психофизиологические особенности учителей..............................296

13.7. Возможности использования некоторых тестов для профотбора педагогов........297

13.8. Психологические особенности педагогов-руководителей....................299

13.9. Имидж педагогов...........................................................305

Глава 14. Стилевые особенности педагогов ...........................309

14.1. Стнли деятельности воспитателей детского сада............................310

14.2. Стили деятельности учителей..............................................311

14.3. Стиль деятельности и свойства нервной системы и темперамента............317

14.4. Стили педагогического руководства и их восприятие учащимися............319

14.5. Стили педагогического общения............................................325

14.6. Психолого-педагогические особенности опроса учащихся учителями с различными стилями руководства............333

14.7. Особенности оценивания учащихся педагогами с разными стилями руководства....................334

14.8. Типы учителей.............................................................336

14.9. Гендерные различия деятельности и личности педагогов....................340

Глава 15. Психологические аспекты становления профессионального мастерства педагога .............343

15.1. Этапы профессионального развития педагога...............................343

15.2. Различия между молодыми и опытными педагогами.........................345

15.3. Трудности в работе молодых учителей......................................351

15.4. Особенности продуктивных и непродуктивных педагогов...................354

15.5. Психологические особенности преподавателей вузов разного уровня мастерства.............360

15.6. Критерии оценки педагогического мастерства...............................365


В книге профессора Е.П.Ильина детально изложены теория и практика дифференциальной психологии профессиональной деятельности. Из нее вы узнаете: как индивидно-личностные и типические особенности человека влияют на выбор вида деятельности и ее эффективность, как специфика деятельности влияет на формирование личностных черт и особенностей поведения профессионала (профессиональную деформацию), а также многое другое.

Издание предназначено для психологов, педагогов и студентов вузовских факультетов психологического и педагогического профилей.

Дифференциальная психофизиология

Учебник является первым систематическим изложением вопросов, составляющих предмет дифференциальной психофизиологии.

В нем изложена история становления данной дисциплины, связанная с развитием учения о темпераменте, о типах высшей нервной деятельности и свойствах нервной системы. В учебнике дается обоснование типологических особенностей свойств нервной системы, показано их проявление в поведении, влияние на стили и эффективность деятельности человека. Значительное место уделено рассмотрению различных концепций способностей и одаренности человека. Приведены методики изучения типов темперамента и свойств нервной системы. Особый раздел посвящен проблемам функциональной асимметрии и в частности - право- и леворукости.

Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины

В данной книге рассмотрены физиологические, психические и социальные различия мужчин и женщин с учетом многочисленных отечественных и зарубежных исследований.
Различия в поведении мужчин и женщин следует искать не только во влиянии психологических и социальных установок общества, но и в биологических различиях, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических. Как бы ни влияло общество на формирование поведения людей разного пола, первоистоки этих различий надо искать в биологической предназначенности мужчин и женщин.

Мотивация и мотивы

Учебное пособие посвящено основным вопросам теории и методологии изучения мотивации и мотивов человека. Особое внимание в нем уделяется анализу представлений о сущности мотива, его структуре и разновидностям. Автор предлагает собственную концепцию мотивации и мотивов, базирующуюся на критическом рассмотрении и синтезе имеющихся в психологии взглядов на эту проблему. В пособии излагаются закономерности формирования мотивационной сферы человека в онтогенезе и в различных видах поведения и деятельности, рассматриваются нарушения мотивации при патологии. Представленные в пособии психодиагностические методики могут быть с успехом использованы в практической деятельности специалистов системы образования

Пол и гендер

Книга представляет собой наиболее полное в отечественной психологии рассмотрение вопроса о физиологических, психологических и социальных различиях мужчины и женщины.

Автором систематизированы отечественные и зарубежные исследования, в том числе и новейшие, по половым и гендерным особенностям людей. Показана необходимость совместного рассмотрения этих особенностей. Помимо обсуждения теоретических и методологических вопросов в книге представлены методики выявления гендерных различий (психологического пола).

Психология агрессивного поведения

Книга «Психология агрессивного поведения» профессора Е.П. Ильина посвящена ключевым вопросам психологии агрессивного поведения.

Тема раскрыта максимально полно. Особое внимание уделено проблеме вандализма и насилия в современном обществе. В конце пособия приведены полезные методики.

Психология взрослости

Психология зрелости и психология старости — два раздела психологии взрослости, которым посвящена уникальная книга профессора Е.П. Ильина.

Учебное пособие охватывает широкий круг актуальных вопросов, среди которых социально-психологические аспекты зрелого и старческого возраста, разновидности зрелости и ее влияние на профессионализм, «бальзаковский возраст», экзистенциальное акме, социальные функции взрослых, старение как процесс и его профилактика, а также многие другие. В конце пособия вы найдете полезные методики и подробный библиографический список.

Психология воли

Учебное пособие посвящено одному из важнейших разделов общей психологии - теории и методологии изучения волевых процессов. В книге с авторской позиции проанализированы традиционные и новейшие научно-философские, психологические и физиологические представления о явлениях волевой сферы человека (в частности, о «силе воли»), прослежены закономерности ее развития в онтогенезе, а также ее проявления в различных видах поведения и деятельности, рассмотрены вопросы патологии воли.

В систематизированном виде в пособии представлены малоизвестные психодиагностические методики изучения воли, которые могут быть с успехом использованы в практической деятельности специалистов системы образования, спортивной и производственно-организационной сферы.

Психология для педагогов

Учебное пособие адресовано прежде всего педагогам: учителям, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям колледжей и вузов. Особое внимание уделено психологическим сведениям, актуальным для практической педагогики и отсутствующим в большинстве учебников по педагогической психологии.

Пособие включает в себя пять разделов: «Психология деятельности педагога», «Психология обучения», «Психология воспитания», «Психологическая характеристика педагогов», «Дошкольники и учащиеся как субъекты игровой и учебной деятельности и как объекты деятельности педагога».

Психология доверия

Из всех актуальных кризисов именно кризис доверия вызывает сегодня наиболее серьезные опасения.

В связи с этим зачастую высказывается мнение о том, что современное общество неуклонно превращается в общество лжи, в общество, в котором доверие становится одной из высших ценностей, привлекающих к себе максимум внимания. В новой книге профессора Ильина эта тема раскрыта максимально полно, что явилось результатом использования последних научных данных.

Издание адресовано студентам и преподавателям психологических и педагогических факультетов, а также всем специалистам, работающим в системе «человек-человек».

Психология зависти, враждебности, тщеславия

Книга мастера психологии профессора Е.П. Ильина посвящена ключевым вопросам психологии зависти, враждебности, тщеславия.

Тема раскрыта максимально полно. Особое внимание уделено проблеме гордыни и честолюбия в современном обществе. В конце пособия приведены полезные методики и подробный библиографический список.

Психология индивидуальных различий

В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии (различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей).

Психология любви

Книга посвящена любви, любви между людьми, многогранной и многозначной по содержанию и неповторимой по форме.

С точки зрения психологии любовь — явление очень серьезное. Любовь пронизывает всю жизнь человека, определяя его развитие, мироощущение, а порой и весь смысл жизни. Было бы странно не познавать эту важнейшую сторону жизни. Это нужно, прежде всего, чтобы любовь давала счастье человеку, а не приводила к разочарованиям и тем более к трагедиям.

Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия

В книге профессора Е.П. Ильина затронута проблема помогающего поведения, проблема актуальная и междисциплинарная, решать которую призваны психология, социология, философия, педагогика и медицина.

Первая часть книги посвящена психологии помогающего поведения и личностным особенностям, способствующим или препятствующим такому поведению (альтруизм, эгоизм и пр.), вторая — описанию помогающих профессий. Книга содержит методики, которые могут быть использованы как в практической деятельности специалистов, так и при изучении указанной проблемы исследователями.

Психология совести. Вина, стыд, раскаяние

Последняя книга профессора Ильина посвящена важнейшему аспекту нравственности личности — психологии совести и ее составляющих — вине и стыду.

До сих пор эта проблема недостаточно изучена в отечественной психологии. В книге описаны имплицитные и научные представления о совести, ее природе, роли и функциях. Рассмотрены вопросы о чувстве долга, эмоции вины и угрызениях совести, различные аспекты переживания стыда. Помимо анализа литературы по данной проблеме в книге приведен обширный библиографический список, а также методики изучения совести, вины и стыда.

Психология спорта

Книга мастера психологии профессора Е.П.Ильина включает в себя четыре раздела: «Психология деятельности спортсмена», «Психология тренировочного процесса», «Социально-психологические аспекты спорта» и «Психология деятельности тренера». В отличие от предыдущих тематических изданий в данном учебнике рассмотрен и ряд новых вопросов: психологические аспекты «спортивной формы», психология общения в спорте, психология спортивной карьеры, психология зрителей, психология спортивного судейства.

Издание предназначено для спортивных психологов, тренеров, педагогов и студентов вузовских факультетов психологического и педагогического профилей.

Ильин Евгений Павлович - профессор кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Доктор психологических наук, кандидат биологических наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Патриарх российской психологии (2006), член Большого Жюри конкурса. За цикл работ по фундаментальным проблемам психологии награжден золотой медалью Всероссийского выставочного центра (2003 г.). Награжден юбилейной медалью в честь 300-летия Санкт-Петербурга.

Евгений Павлович в 1957 году окончил Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт, затем в 1962 году – аспирантуру Ленинградского научно-исследовательского института физической культуры по специальности физиология спорта, защитив кандидатскую диссертацию по теме «О симметрии и асимметрии в деятельности двигательного анализатора человека».

Область научных исследований Е. П. Ильина: общая и возрастная психология, дифференциальная психофизиология, психология физической культуры и спорта, психология труда.

С 1963 по 1969 гг. Евгений Павлович Ильин работал в Ленинградском государственном университете: сначала в лаборатории физиологии труда при биологическом факультете, а затем в лаборатории инженерной психологии и на кафедре эргономики инженерной психологии факультета психологии. В 1968 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора психологических наук на тему «Оптимальные характеристики работоспособности человека».

С 1969 года Е. П. Ильин работает в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена: с 1969 по 1992 гг. - профессор кафедры теоретических основ физического воспитания факультета физической культуры; с 1992 г. - профессор кафедры общей психологии, впоследствии преобразованной в кафедру психологии развития и образования психолого-педагогического факультета.

В течение многих лет Е. П. Ильин был заместителем председателя научно-методического совета по физическому воспитанию при Министерстве просвещения СССР. За участие в работе этого совета награжден значком «Отличник просвещения СССР». В настоящее время является членом диссертационных советов в Российском государственном педагогическом университете и Санкт-Петербургском государственном университете, председателем Государственной аттестационной комиссии на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

За годы научно-исследовательской работы Евгений Павлович Ильин создал научную школу по общей и дифференциальной психофизиологии спортивной и трудовой деятельности. Разработанные им экспресс-методики диагностики типологических особенностей свойств нервной системы (теппинг-тест и кинематометрические методики) известны каждому психологу и широко используются в научных исследованиях и в практической работе.

Особую роль в профессиональной деятельности Е. П. Ильина играет его многолетняя преподавательская работа, в которой он щедро делится своими достижениями с коллегами и студентами. Евгений Павлович подготовил 6 докторов и 41 кандидата наук. Составил 11 сборников научных трудов, в которых его учениками опубликовано свыше 150 статей.

  • Психология физического воспитания. М., Просвещение, 1987; второе переработанное и дополненное издание: СПб: издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
  • Психология воли. СПб: Питер, 2000, 2002, 2011.
  • Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000, 2007, 2008, 2011.
  • Дифференциальная психофизиология. СПб: Питер, 2001, 2002.
  • Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2002, 2003, 2008, 2011.
  • Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб: Питер, 2002,2006, 2007.
  • Психомоторная организация человека. СПб: Питер, 2003.
  • Психология: Учебник для средних специальных учебных заведений. СПб: Питер, 2004.
  • Психология индивидуальных различий. СПб: Питер, 2004, 2011.
  • Психофизиология состояний человека. СПб: Питер, 2005.
  • Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб: Питер, 2008, 2011
  • Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб: Питер, 2011.
  • Пол и гендер. СПб: Питер, 2011.
  • Психология общения и межличностных отношений. СПб: Питер, 2011, 2012, 2013.
  • Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2011, 2012.
  • Психология спорта. СПб: Питер, 2011, 2012.
  • Психология риска. СПб: Питер, 2012.
  • Психология для педагогов. СПб: Питер, 2012.
  • Психология взрослости. СПб: Питер, 2012.
  • Психология любви. СПб: Питер, 2013.
  • Психология доверия. СПб: Питер, 2013.

Вклад Евгения Павловича Ильина в развитие современной психологии давно получил безоговорочное признание профессионального психологического сообщества.

Мы искренне желаем Евгению Павловичу получать от своей работы внутреннее душевное удовлетворение, без которого немыслима психолого-педагогическая деятельность! И пусть рядом всегда будут увлеченные, заинтересованные и успешные ученики и последователи!

Евгений Павлович Ильин

Психология индивидуальных различий

Предисловие

В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, рассматриваемых в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Проблемы дифференциальной психофизиологии были изложены мною в ранее изданной книге «Дифференциальная психофизиология» (2001). Эта книга частично вошла и в данное учебное пособие, правда, в переструктурированном виде и с некоторыми дополнениями и сокращениями, что продиктовано объемом последнего. Так, в «Психологию индивидуальных различий» не включена часть 5 «Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии»; интересующиеся этой проблемой могут обратиться к указанному выше изданию. Не рассматриваются также различия между мужчинами и женщинами. Эта проблема получила достаточно полное освещение в другой моей книге «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (2002).

Новые главы данного учебного пособия в основном посвящены вопросам, которые рассматриваются в дифференциальной психологии.

Следует сразу пояснить, о каких же индивидуальных различиях будет сказано в настоящей книге. Это различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей. Качественные различия – выражение количественных, однако последние нередко бывают столь велики, что люди, находясь на разных полюсах континуума (т. е. когда тот или иной психологический или психофизиологический параметр проявляется у них в неодинаковой мере), ведут себя и работают по-разному.

Вместе с тем при существующих различиях обнаруживается и качественное (типовое) сходство людей – в степени выраженности тех или иных параметров, в образе поведения, в стиле деятельности и общения и т. д. Будучи индивидуальными, присущими конкретному человеку, эти качественные различия свойственны также другим индивидуумам, т. е. их можно назвать типическими . О типических различиях и говорят, когда людей делят на сильных и слабых, добрых и жадных, эмоциональных и неэмоциональных и т. д. Однако, например, среди сильных тоже наблюдаются количественные различия: один человек сильный, но не в той степени, как другой, а тот – не как третий и т. п.

Б. М. Теплов указывал на необходимость качественного подхода к индивидуальным различиям. Именно качественные типовые и индивидуальные различия между людьми и рассматриваются в данной книге. В то же время речь пойдет и об их генезе (происхождении): какова их обусловленность – генетическая либо же социальная, а также об их влиянии на поведение и эффективность деятельности человека. Соответственно на основе индивидуально-типических особенностей человека как индивида и личности можно с определенной долей вероятности прогнозировать особенности его поведения, эффективность его деятельности и создать оптимальные для каждого человека условия, способствующие такой эффективной деятельности. В этом заключается практическая значимость данного раздела психологической науки, очевидная для корифеев отечественной физиологии и психологии И. П. Павлова, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина.

Приведу отрывок из предисловия Е. А. Климова к книге В. С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (1986).

...

Когда лаборатория Б. М. Теплова погрузилась в вопросы физиологии типов высшей нервной деятельности (сам же Борис Михайлович бросил фразу, что в вопросах типологии он теперь более физиолог, чем сами физиологии), В. С. Мерлин говаривал примерно так: «Молодец, Борис Михайлович! Его ругают за отход от практики, от школы, даже от психологии, а он глубоко прав, потому что без знания реальных основ индивидуальных психологических различий двигаться в практику по-настоящему нельзя» (с. 12).

При написании книги я придерживался принципа историзма, т. е. описывал этапы развития учения об индивидуальных различиях людей в последовательности, как это происходило на самом деле, – начиная с изучения обобщенных характеристик (типов темперамента и конституции) до рассмотрения частных индивидуальных (свойств нервной системы, темперамента и личности), возвращаясь затем снова к обобщенной – индивидуальности. Казалось бы, логичнее излагать материал иным образом – продвигаться от описания частных характеристик к представлению обобщенных, но у такого пути есть свои минусы. В частности, невозможным представляется показать трудность формирования позиций ученых разных поколений по проблеме индивидуальных различий, сложно также было бы осветить не только открытия психологов, но и допущенные ими ошибки.

Книга состоит из пяти частей. В первой рассматриваются различные подходы к обобщенным индивидуальным характеристикам человека – типам темперамента и личности. Вторая часть посвящена особенностям проявления свойств нервной системы, которые представляют природную основу индивидуальных различий. В третьей части речь идет об индивидуальных различиях в поведении.

В четвертой части осмысливается эффективность деятельности человека в зависимости от его индивидуальных особенностей. Эта часть состоит из трех разделов. Первый посвящен фундаментальной для дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии проблеме способностей и одаренности, от которых во многом зависит эффективность деятельности индивидуума. Второй раздел касается стилей деятельности и руководства, в которых проявляются индивидуальные особенности человека. Третий раздел содержит богатый эмпирический материал о влиянии типологических особенностей на успешность различных видов деятельности людей. Помимо чисто теоретического значения (проблема соотношения биологического и социального в развитии человека), знание этих фактов имеет и большое практическое значение, так как на их основе осуществляется (или должен осуществляться) отбор людей для различных сфер профессиональной и спортивной деятельности, подбирается оптимальная для данного субъекта методика обучения и тренировки, стиль деятельности.

Пятая часть учебного пособия касается связи индивидуальных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям. Этот вопрос мало освещается в специальной литературе. По крайней мере, ни в одной книге, посвященной индивидуальным различиям, об этом даже не упоминается.

Следует особо подчеркнуть, что предлагаемое пособие предназначено тем, кто уже знаком с основами психологии, физиологии нервной системы и психофизиологии. Поэтому у неподготовленного человека при чтении данной книги могут возникнуть некоторые затруднения.

Я старался показать проблему индивидуальных различий не в виде аксиоматичных положений, а осветить ее во всей сложности, не скрывая противоречий, ошибочных суждений, существующих в истории науки, чтобы побудить читателя к раздумьям, к активной мыслительной деятельности и, в конце концов, к обретению собственной точки зрения на рассматриваемую проблему. Большое число ссылок на литературные источники обусловлено моим желанием придать высказываемым в книге положениям научную обоснованность, аргументированность.

В книге дается приложение, где приводятся методики изучения индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем, кто захочет более глубоко изучить представленные в пособии вопросы.

Я надеюсь, что книга окажется полезной для практических психологов, медиков, а также для вузовских преподавателей психологии и будет способствовать ликвидации существующего разрыва между физиологическими и психологическими знаниями, получаемыми психологами. Она вместе с тем может оказаться интересной и для физиологов, изучающих человека, помогая им познать психологические проявления физиологических процессов. Книга также может принести пользу и педагогам, поскольку позволяет понять природные основания способностей и поведения учащихся, индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания.

1.1. Начало развития представлений об индивидуально-типических различиях

Зарождение дифференциальной психологии было обусловлено накопленным на протяжении веков человеческим опытом. Со временем стало заметно, что для людей характерны индивидуальные различия в поведении. Естественно, это заставило систематизировать наблюдаемые отличия, дать им определенное научное объяснение. И не случайно уже в Древней Греции философы обсуждали эту проблему. Платон в книге «Государство» писал, что два человека не могут быть совершенно одинаковыми: каждый отличается от другого своими способностями, поэтому одному следует заниматься каким-либо своим делом, а другому – своим. Более того, Платон предложил, как бы сейчас сказали, тест на профессиональную пригодность к солдатской службе.