Директивное поведение. Директивный и недирективный подходы в консультировании. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни


^ ДИРЕКТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Включает все формы психотерапии, для которых характерны принятие психоте­рапевтом роли организатора и руководи­теля терапевтического процесса, возложе­ние им на себя ответственности за дости­жение психотерапевтических целей и ди-дактичность.

Директивная позиция психотерапевта (си. Директивное и недирективное по­ведение психотерапевта) может сочетаться с авторитарностью или партнерством в вы­боре целей психотерапии. Термин редко используется самими директивными пси­хотерапевтами и обычно применяется в ка­честве противопоставления недирективнои психотерапии в критическом смысле

К Д. п. относятся методики поведенческой психотерапии, большинство приемов гипноза и позитивной психотерапии. директивные формы психотерапии являются преимущественным методом работы с регрессивными, дезориентированными пациентами (с психотической патологией) и детьми. Директивная групповая психотерапия (directive didactic group psychotherapy) первоначально была применена Маршем (Marsh L. С.) для пациентов, содер­жащихся в исправительных учреждениях. К преимуществам Д. п. следует отнести то, что психотерапевт может высоковероятностно прогнозировать время и качество терапевтических изменений у пациен­та и более структурированно, планомерно реализовать и контролировать их, имеет возможность работать с пациентом в более интенсивном и краткосрочном режиме.

^ ДИРЕКТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПО ТОРНУ. В конце 40-х гг. Торном (Thorne F. С.) предложена модель психотера­пии, включающая ряд психотерапевтичес­ких приемов, которые автор считал ориги­нальными. Чаще всего больному предос­тавляется информация, с тем чтобы переори­ентировать его мировоззрение. Психотера­певт прибегает кконфронтации пациента с фактическими сведениями о нем, стремясь добиться переоценки его установок. Исто­рия болезни используется Торном в целях как диагностики, так и терапии, и способ­ствует установлению контакта, облегчению катарсиса, ободрению больного и достиже­нию инсайта. К решению последней задачи неосознаваемые компоненты переживаний не привлекаются.

Более активным приемом является те­рапевтическое использование конфликта. Там, где социальной дезадаптации способствует низкая озабоченность больного создавшимся положением, могут намеренно вводиться конфликты. Больного стимулируютк переосмыслению своих установок в направлении реальности; целесообразна резкая конфронтация его с непоследовательностью поведения и мотивации наизменение его в сторону большей адаптив­ности.

Степень директивности различна для каждого отдельного больного и варьирует­ся от дружеского участия до энергичной настойчивости. Торн признает, что термин “директивная психотерапия” слишком ог­раничен и не дает достаточно полного пред­ставления о его методе и призывает к комп­лексности и интегративности психотера­певтического подхода.

^ ДИРЕКТИВНОЕ ГРУППОВОЕ ВОЗ­ДЕЙСТВИЕ НАЯВУ ДУБРОВСКОГО. Суггестивный прием, реализуемый в бодр­ствующем состоянии. Методика предложе­на К. М. Дубровским для “одномоментного снятия заикания”. “Снятие заикания” проводится одномоментным императивным внушением, в группе, а достигнутые резуль­таты закрепляются в последующих 3-4-кратных встречах с врачом и логопедом. Как и другие одномоментные способы воздействия, широко применявшиеся оте­чественными учеными для устранения за­икания и при ликвидации постконтузионного сурдомутизма (В. А. Гиляровский, А. М. Свядощ, В. М. Шкловский и др.), этот прием направлен на устранение сим­птома, а не причины болезни. Использует­ся как вспомогательное эффективное пси­хотерапевтическое воздействие, поскольку целью его применения является достиже­ние хотя бы кратковременного успеха, кото­рый убеждает больного в сохранности речи и способствует дальнейшему лечению.

^ ДИРЕКТИВНОЕ И НЕДИРЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА. По­ведение психотерапевта во взаимоотноше­ниях с пациентом может устойчиво или ди­намически проявляться в ходе лечения в виде директивного и недирективного роле­вого поведения. В каждый конкретный мо­мент лечебного процесса врач должен учи­тывать, с одной стороны, свои стратегичес­кие задачи, а с другой - меняющиеся по­требности, ожидания и установки пациента. Когда речь идет о директивном поведении психотерапевта, то обычно описывают роли руководителя, учителя, опекуна, менеджера, организатора лечебного процесса, в случае же недирективного поведения - партнера, консультанта, эксперта, помощника. Дан­ный аспект взаимоотношений “психотера­певт - пациент” отражает распределение в этой диаде (аналогично в групповой психо­терапии) власти, а значит, и ответственнос­ти за ход и результаты лечения.

При директивном поведении психотера­певта прежде всего используется общеприз­нанный, социально обусловленный автори­тет врача как специалиста для формирова­ния взаимоотношений по типу руководства, в котором психотерапевту принадлежит непосредственная власть. Руководство от­ражает традиционную медицинскую мо­дель отношений “врач - больной”, при ко­торой основное значение придается влия­нию врача на пациента. Психотерапевт за­нимает доминирующую, активную позицию, а больной остается сравнительно пассив­ным, малоактивным. В этом случае пациен­ты из-за их личностных особенностей или в связи с характером заболевания неспо­собны к самостоятельности, они зависимы, ищут опеки, полностью полагаются на ука­зания врача. Психотерапевт при такой фор­ме ролевого поведения должен осознавать, что этот авторитет не является выражением превосходства его личности, а усиливает его возможности по оказанию помощи. При директивном поведении психотерапевта он структурирует ход лечения, определяет обя­занности и права пациента, требования со­трудничества в терапии. Иногда он утверж­дается по отношению к больному в роли хо­рошего родителя или авторитетного лица. Психологический механизм идентифика­ции позволяет пациенту усвоить необходи­мые конструктивные позиции, взгляды и способы поведения в жизненных ситуаци­ях. При директивной постановке вопросов врач создает свою структуру беседы и сам направляет ее ход, намеренно затрагивает определенные темы в соответствии с разра­ботанной стратегией. Каковы границы вли­яния психотерапевта на больного при ди­рективном стиле их общения? Разъяснения, советы и рекомендации достаточно обосно­ванны, когда касаются медицинского ас­пекта болезни и лечения. Но обоснован­ность их значительно уменьшается, когда на них влияют морально-ценностные ориентации врача, которые могут быть иными, чем у пациента. Например, взгляд психотерапев­та на проблемы брака и семьи, выбора про­фессии или перемены работы может отра­жать его личный опыт, вызывая некоторое искажение объективного видения проблем пациента и путей их решения. При этой форме ролевого поведения врач использу­ет внушение, моделирование, тренинг, поло­жительное подкрепление для формирова­ния более зрелых способов восприятия, пе­реживания и поведения. Примером может служить поведение психотерапевта-бихеви-ориста, который составляет для пациента подробную программу определенного пове­дения.

При проведении групповой психотера­пии директивное поведение психотерапев­та в общем оценивается невысоко, особен­но психологами. Оно формально опреде­ляется степенью его активности и инициа­тивности в ведении группы. Директивный психотерапевт планирует ход занятий, са­мостоятельно устанавливает нормы функ­ционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуще­ствляет интерпретации. Психотерапевт, относительно активный и директивный в первой фазе функционирования группы, стремится создать безопасную атмосферу новым, дезориентированным больным, привить им групповые нормы поведения, Усиление активности и директивности оп­равданно во время использования психо­терапевтических приемов.

Тенденция к негативной оценке дирек­тивного поведения в профессиональной среде связана, в частности, с убеждением, что подобный стиль может замедлить дости­жение группой самостоятельности, что явля­ется одним из основных условий ее успеш­ного функционирования. Существуют раз­нообразные способы, ограждающие группу от чрезмерного или преждевременного вме­шательства психотерапевта. Например, ана­литики пассивно ждут спонтанного разви­тия отношений в группе; последователи школы Роджерса (Rogers С. R.) создают благоприятный, акцептирующий климат, располагающий к самоэксплорации боль­ных; специалисты по гештальт-терапии постоянно побуждают больного к созна­тельному выбору и решению, предлагая ему определенное действие или участие в тера­певтическом упражнении.

Недирективное поведение врача вклю­чает все то, что в широком понимании со­ставляет роль психотерапевта. Он слуша­ет, проявляет эмпатию, гибок в своей так­тике и с уважением относится ко всем тре­бованиям пациента, создает для него атмос­феру безопасности. Такое поведение явля­ется основой терапевтического союза, или рабочего альянса, в психодинамической пси­хотерапии, партнерства как формы неавто­ритарного сотрудничества в личностно-ориентированной (реконструктивной) пси­хотерапии. Эта форма взаимоотношений врача и больного труднее для них, чем ру­ководство, но более продуктивна, когда речь идет не о поддержке и укреплении личности пациента, а о ее коррекции и из­менении в направлении большей самосто­ятельности и ответственности в лечебном процессе и при решении проблем собст­венной жизни. При недирективной поста­новке вопросов преобладают темы, которые привносит больной. Психотерапевт ориен­тируется на сказанное пациентом и при этом мысленно выделяет определенные аспекты, например эмоциональное пере­живание.

Недирективный групповой психотера­певт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискус­сий, не влияет на динамику действия, не на­вязывает исполнения норм. Он использует преимущественно технику отражения и кларификации. При этом неопределен­ность высказываний врача побуждает боль­ного к повышенной активности, благопри­ятствует проявлению в его речи богатого психопатологического материала - некон­тролируемых и иррациональных мыслей и чувств, важных с диагностической и тера­певтической точек зрения. Недирективное поведение психотерапевта наиболее ярко представляет триада (качеств психотера­певта) Роджерса - эмпатия, принятие и "утентичность. Для психотерапевта ши­рокой ориентации важно оптимальное и гибкое сочетание этих двух полярных форм ролевого поведения, смена их в за­висимости от особенностей лечебного про­цесса.

^ ДИСЦЕНТНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КОНДАША. Вариант поведенческой психоте­рапии, разработанный словацким психоло­гом Кондашом (KondaS О., 1976). Термин “дисцентный” происходит от лат. discere - узнавать, познавать. В отличие от традици­онной терапии поведения, Д. п. К. основы­вается на следующих основных принципах:

1. Касающихся развития и устранения расстройств:

1) признание значения психогенетичес­ких факторов;

2) исторический принцип развития не­вротических расстройств;

3) принцип взаимной интеракции на­рушенной и ненарушенной психической деятельности;

4) применение принципа психологи­ческой связи по отношению к терапевти­ческой связи.

2. Вытекающих из специфики челове­ческого обучения:

1) принцип деятельности, находящий свое выражение в активности человеческо­го обучения;

2) его психосоциальный характер;

3) его рационально-когнитивный ха­рактер;

4) особые возможности специфическо­го применения некоторых общих принци­пов обучения и обусловливания, например принцип подкрепления, интерференции или инкубации.

Для устранения страхов Кондашом пред­ложен модифицированный метод система-тической десенсибилизации в виде группо­вых занятий. Автор рекомендует учитывать при воспроизведении ситуаций, вызываю­щих страх, также действительные события, имевшие место в жизни пациента; такое раз­витие метода позволило создать прием, на­званный им реагирующей десентизацией. Кондашом разработаны приемы для устра­нения тиков и коррекции дислекции. При­веденные выше принципы были использо­ваны также для повышения эффективности восстановительной терапии и реабилитации.
^ ДОЛГОСРОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (long-term psychotherapy). Психодина­мический психотерапевтический процесс. О Д. п. можно говорить, когда курс лече­ния превышает 40-50 сеансов. Длитель­ное лечение, по сути, не имеет фиксирован­ного конца, часто курс психодинамичес­кой психотерапии длится несколько лет. Продолжительность лечения зависит от числа конфликтных зон, которые должны быть проработаны в ходе лечебного про­цесса. Психотерапевтические занятия обычно проводят два-три раза в неделю (в отличие от одного сеанса в неделю при краткосрочной психодинамической пси­хотерапии (brief psychodynamic psycho-therapy)). Частые встречи с пациентом позволяют врачу глубже проникнуть в его внутреннюю жизнь, ведут к более полно­му развитию переноса, а также поддержи­вают больного на протяжении всего пери­ода лечения. Д. п. сосредоточивает вни­мание на разделяемом с психотерапевтом прошлом пациента (в то время как крат­косрочная психодинамическая психоте­рапия сфокусирована на главном конф­ликте и в большей степени опирается на способность самого пациента делать обоб­щения и применять на практике то, что было достигнуто в ходе психотерапевти­ческой работы). По мере углубления вза­имопонимания между пациентом и пси­хотерапевтом расширяется самопознание пациента, выявляются и разрешаются внутренние бессознательные конфликты, формируется понимание механизмов пси­хической деятельности, что позволяет в конце концов завершить процесс лечения. Урсано, Зонненберг, Лазар (Ursano R.J, Sonnenberg S. М., Lazar S. G., 1992) вы­деляют следующие критерии завершения психодинамической психотерапии. Паци­ент: 1) чувствует ослабление симптомов, симптомы воспринимаются как нечто чуж­дое; 2) осознает свои характерные защит­ные механизмы; 3) способен понять и при­знать свои типичные реакции переноса; 4) продолжает самоанализ в качестве ме­тода разрешения своих внутренних кон­фликтов. В идеальном случае вопрос о за­вершении лечения поднимает сам пациент, однако его может поставить и психотера­певт, анализируя рассуждения и пережи­вания пациента по этому поводу. Дата за­вершения лечения устанавливается по вза­имному согласию психотерапевта и па­циента за несколько месяцев, а иногда и за полгода.

^ Ж
ЖЕТОННАЯ СИСТЕМА
(token economy). Направлена на создание условного под­крепления, необходимого для упрочения психотерапевтически желательного поведе­ния пациента. Теоретической основой мето­дики является модель оперантного обус­ловливания Скиннера (Skinner В. F,). Па­циент, ведущий себя требуемым образом, получает специальные жетоны, которые может далее обменивать на определенные льготы.

Методику предложили Айллон (Ау11оn Т.) и Азрин (Azrin N. Н.) в 1968 г. Она наиболее эффективна при лечении па­циентов с хроническими нарушениями пси­хики, содействует успеху реабилитации па­циентов.
^ З
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОТЕРАПЕВ­ТА.
3. о. п. представляет собой довольно распространенную особенность пациентов, проявляющуюся в процессе психотерапии. Большинство пациентов в начале лечения имеют неоднозначную мотивацию относи­тельно формирующихся взаимоотношений с психотерапевтом: с одной стороны, стрем­ление к независимости и противодействие контролю и давлению, а с другой - поиск поддержки, опоры и помощи. У здорового человека баланс потребностей в независи­мости - зависимости в процессе социали­зации претерпевает изменения: зависи­мость уменьшается, а независимость возра­стает. При некоторых обстоятельствах у лю­бого человека зависимость может периоди­чески возрастать, например во время болез­ни, независимость также может возрастать, например в случае успеха или в полностью контролируемых опасных ситуациях. В со­ответствии с представлениями В. Н. Мясищева, зависимость, становясь все более устой­чивой формой отношения пациента к дру­гим, может трансформироваться в невроти­ческую зависимость как черту характера.

В психотерапевтическом плане нев­ротическая зависимость связана с таким типом поведения, когда пациенту кажется, что он может добиться прогресса только в той мере, в которой он получает от пси­хотерапевта нечто, отсутствующее у него самого. Он опирается на врача, а не рабо­тает с ним, стремится избежать расстава­ния, а не добиться независимости (Лоуэр - Lower R. В., 1967).

Согласно психоаналитическим пред­ставлениям, зависимость является проявле­нием посредничества Я в интрапсихичес-ком конфликте, выражением сопротивле­ния и защиты. Эта зависимость происте­кает из недостаточной удовлетворенности и формирования чрезмерных требований в период оральной фазы психосексуально­го развития, а также из переживания стра­ха расставания в анальной фазе развития. Влечение к доминированию анальной фа­зы подавляется при продолжительной за­висимости, но другие анальные побужде­ния проявляются в пассивно-агрессивном контроле объекта зависимым пациентом. В своей зависимости больной стремится из­бежать садистских побуждений, свойст­венных более поздним фазам. Эти жела­ния победить соперника и отомстить объ­екту, принесшему разочарование (пережи­вания в контексте эдипова конфликта), вызывают тревожность, связанную со стра­хом кастрации и расставания, что являет­ся основной мотивирующей силой при рег­рессии к зависимому поведению.

3. о. п. как сопротивление проявля­ется в том, что пациент противодействует анализу переноса, сосредоточивает внима­ние на реальных аспектах взаимоотноше­ний с психотерапевтом и пытается превра­тить его в самого значимого человека в сво­ей жизни. Психотерапевт воспринимается как главный источник силы. Инсайт не влечет за собой изменения поведения, па­циент стремится быть “хорошим”, он не меняет свою жизненную ситуацию, так как это грозит окончанием лечения и прекращением взаимоотношений с психотера­певтом.

Чтобы фундаментально изменить человека по мнению Фрейда (Freud S.), необ­ходимо вовлечь его в эмоционально заряженные взаимоотношения и использовать З. о. п. для оказания влияния на него в желаемом направлении. В психоанализе появление 3. о. п. рассматривается как признак прогресса, так как это может способ­ствовать разрешению трансферентного не­вроза. Однако есть опасность возникновения устойчивой привязанности к психоте­рапевту, что может необоснованно затянуть процесс лечения. На пути выработки бо­лее сильного Я пациент вначале обучается доверять врачу, с тем чтобы на основе дове­рия-зависимости развить свою независи­мость. Разумеется, психотерапевт не поощ­ряет зависимость, но может и не предпри­нимать никаких мер по противодействию углублению 3. о. п.

В основе 3. о. п. может быть невроти­ческий конфликт зависимости - незави­симости, который отражает столкновение инфантильных притязаний на опеку и стремления Я к активности и независимо­сти. Нередко манипулятивный поведенче­ский стереотип проявляется в том, что зави­симый и беспомощный пациент, внешне играющий второстепенную роль, фактичес­ки пользуется этим для достижения конт­роля и доминирования над другими людь­ми. Такой больной инстинктивно вовлека­ет психотерапевта в подобного рода ком­муникацию, при этом он апеллирует к не­редко имеющейся у последнего неосознаваемой им потребности быть всемогущим.

В процессе психотерапии важно сфоку­сировать внимание на проработке конкрет­ных травмирующих переживаний, связан­ных с зависимостью. Психотерапевт сосредотачивает усилия на мобилизации саногенных личностных ресурсов пациента, на преодолении его привычного стремления отстаивать свою зависимость, переориентируя его в сторону развития независимости. При использовании психофармакотерапии необходимо учитывать возможность хронизации З. о. п. у такого пациента, сочетающейся нередко в этом случае с психологической зависимостью от транквилизатора. Даже эмоциональная поддержка как вид психо­терапевтического воздействия в отношении зависимых индивидов может таить опас­ность ограничения роста независимости. Также существенным может быть период завершения психотерапии и прекращения взаимоотношений “пациент - психотера­певт”, В трудных случаях может оказаться эффективным участие котерапевта в виде либо постоянной совместной работы, либо поочередных приемов пациента. Иногда полезно предварительно вместе с больным установить конкретный срок окончания ле­чебного курса и четко ориентироваться в процессе выполнения психотерапевтичес­ких задач на эту дату, добиваясь усиления Я пациента и развития его независимости от психотерапевта.

Известны пять директив:

Будь совершенным/совершенной
Нравься (другим)
Упорно Пытайся
Будь сильным/сильной
Торопись.

Каждая из них дает о себе знать определенной совокупностью слов, интонаций, жестов, положения тела и выражения лица .

Вы уже знаете, как использовать такие "ключи доступа" для поведенческого диагноза состояний Я. Для выявления директивных поведенческих проявлений нужно будет просто сжать временную шкалу. Обычно директивное поведение длится от полсекунды до одной секунды. Чтобы освоить наблюдение таких быстротечных явлений потребуется определенная практика. Но скоро оно станет вашей второй натурой.

Как и в случае поведенческого диагноза в целом, тут важно предупредить против интерпретации, истолкования результатов наблюдения. Не "приписывайте" ничего к тем поведенческим проявлениям, которые вы действительно видите или слышите. Например, наблюдая за мной, у вас может возникнуть искушение сказать, что у меня "строгий вид". Но что именно в моем лице, теле и голосе вы истолковываете как "строгость"? Какие мышцы у меня напряжены? Какой у меня голос – низкий, высокий, громкий, резкий? Приподняты или опущены брови? На что направлен взгляд? Что я делаю руками? Чтобы научиться выявлять директивы, наблюдайте за этими "ключами доступа" к ним. Ниже приводится список характерных признаков для каждой из директив.

Будь Совершенным/Совершенной

Слова : Человек, который выполняет эту директиву, часто употребляет вводные слова и предложения , например:

"Сегодня, как я уже говорил , я расскажу вам о директивах."
"ТА, можно сказать , представляет собой теорию личности."

Могут использоваться также другие слова и предложения наподобие приведенных выше. Они играют роль уточнений, но не добавляют ничего нового к сказанному. Типичные примеры: так сказать, по-видимому, возможно, очевидно, несомненно, наверное, как мы видели .

Другой характерный признак состоит в том, что говорящий может излагать свою мысль по пунктам, называя цифры или буквы, например: "Тема нашего занятия сегодня – первое – директивы; и – второе – их отношение к минисценарию".

Интонации : Нередко как у Взрослого. Голос хорошо поставленный, не высокий и не низкий.

Жесты : Считает на пальцах, сопровождая произнесение цифр или букв при перечислении. Может поглаживать рукой подбородок в традиционном жесте "мыслителя". Может сводить руки, так что кончики пальцев касаются друг друга, образуя букву "Л". Этот жест получил название "домика".



Положение тела : Нередко как у Взрослого. Прямое, уравновешенное вокруг центральной оси.

Выражение лица : Глаза смотрят вверх (реже вниз) и в сторону, обычно в момент, когда делается пауза. Человек как бы пытается прочесть "совершенный ответ", написанный где-то на потолке или на полу. Рот при этом слегка напряжен, уголки губ слегка оттянуты назад.

Нравься Другим

Слова : Человек, который выполняет директиву "Нравься Другим", нередко использует конструкции типа "за здравие – но – за упокой", которые мы уже упоминали в качестве ключа к сценарию "После".

"Мне очень понравилась ваша лекция, но не знаю, запомню ли я то, о чем вы рассказывали."
"Классно гуляем! Но завтра я наверняка буду жалеть об этом."

Такой человек часто будет вставлять в речь вопросительные слова и фразы: Хорошо? Да? У тебя все нормально? Что-то вроде...? Типа...?

Жесты : Разводит руками, ладони обычно раскрыты. Кивает головой.

Положение тела : Плечи приподняты и направлены вперед. Тело наклонено к собеседнику.

Выражение лица : Человек, который выполняет директиву "Нравься Другим", нередко будет смотреть на вас немного опустив лицо. Поэтому ему приходится приподнимать брови. При этом на лбу у него образуются горизонтальные морщины. В то же время рот его принимает форму подобия улыбки. Однако в отличие от подлинной улыбки директивное выражение губ более напряженное. Верхние зубы обнажены, а иногда видны и нижние.

Упорно Пытайся

Слова : Человек, выполняющий эту директиву, будет употреблять слова "пытаться ", "пробовать ".

пытаюсь объяснить тебе, что..."
попытаюсь сделать то, о чем мы договорились."

При таком директивном использовании слова "пытаться" оно всегда означает: "я попытаюсь сделать это вместо того, чтобы сделать". Другие типичные слова: трудно, не могу, что вы говорите?, не понял, это нелегко ..., а также вопросительные междометия вроде ага? э?



Интонации : Такой человек иногда напрягает мышцы гортани, так что голос его звучит сдавленно или приглушенно.

Жесты : Нередко прикладывает руку к бровям или к уху, будто пытается что-то увидеть или услышать. Пальцы могут быть сжаты в кулаки.

Положение тела : Как и в случае "Нравься Другим", нередко наклоняется вперед. Руки могут лежать на коленях. Общее впечатление сутулости.

Выражение лица : Частый признак директивы "Упорно Пытайся" – две вертикальные складки над переносицей. Глаза могут быть сощурены, а иногда и все лицо сморщивается, покрываясь напряженными морщинами.

Будь Сильным/Сильной

Слова : Человек, который выполняет эту директиву, нередко будет использовать фразы, передающие мысль: "я не несу ответственности за свои чувства и поступки, так как они вызваны внешними факторами".

"Ты заставляешь меня сердиться."
"Эта книга меня утомила."
"Мне пришла в голову мысль, что..."
"Его отношение вынудило меня дать отпор."
"Городская среда делает агрессивным."

Говоря о себе, он нередко будет использовать обезличивающие слова вроде человек, люди, вы, мы.

"Похоже, что…" (вместо "мне кажется, что…")
"Вы должны держать свои чувства при себе (имеется в виду "Я должен...")
"В подобных ситуациях человек чувствует себя скованно."

Жесты : Для этой директивы характерно отсутствие жестикуляции.

Положение тела : Нередко наблюдаются "закрытые" позиции. Руки могут быть сложены или скрещены на груди. Нога может быть перекинута за ногу или образовывать "четверку", когда лодыжка одной ноги лежит на колене другой. Все тело выражает неподвижность.

Выражение лица : Лицо бесстрастное и ничего не выражает.

Торопись

Слова : Торопись, быстрее, вперед, пошли, нет времени на...

Жесты : Постукивает пальцами, притопывает или качает ногой, качается или вертится на стуле, часто поглядывает на часы.

Положение тела : Характерное положение отсутствует, но общее впечатление такое, будто человек находится в непрерывном движении.

Выражение лица : Направление взгляда часто и быстро меняется.

Отдельный ключ сам по себе не является признаком директивы

Чтобы с уверенностью диагностировать директиву, нужно обнаружить одновременное присутствие нескольких характерных для нее признаков . Не делайте выводы на основании одного признака. Например, услышав, что я говорю "я попытаюсь...", вы можете заключить: "Ага! Он выполняет директиву "Упорно Пытайся". Но это вовсе не обязательно так. Если бы вы обратили внимание на другие поведенческие ключи, то могли бы заметить, что губы у меня поджаты, что я смотрю в потолок и загибаю пальцы. Эти сигналы свидетельствуют скорее всего о том, что я выполняю директиву "Будь Совершенным". С другой стороны, мои слова "я попытаюсь..." могли бы сопровождаться и поведенческими сигналами, указывающими, что я нахожусь в состоянии Взрослого и никаких директив не выполняю.

ГЛАВНАЯ ДИРЕКТИВА

Каждый из нас демонстрирует все пять форм директивных поведенческих реакций. Однако в поведении большинства людей какая-то одна директива звучит чаще других. Нередко эта же директива выполняется первой в ответ на транзакционный стимул. Поэтому она получила название главной директивы .

У некоторых имеется две главных директивы, выполняемых с равной частотой. Гораздо реже можно встретить людей, у которых три главных директивы или более.

*** УЧИМСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ДИРЕКТИВЫ

Если у вас есть телевизор, найдите в программе какое-нибудь телеинтервью. Используйте его, чтобы поупражняться в посекундном отслеживании директивного поведения.

Если у вас есть видеомагнитофон, запишите эту передачу. Затем просмотрите ее на медленной скорости или используя стоп-кадры. Сравните свои наблюдения с результатами первого посекундного отслеживания.

Понаблюдайте за разными личностями, которых часто можно увидеть на экране, например, телекомментаторами. У кого из них какая главная директива? Отличается ли главная директива вашего самого любимого комика от главной директивы самого нелюбимого политика?

Какая ваша главная директива, как вы считаете? Запишите ответ.

Теперь проведите объективную проверку. Попросите, чтобы за вами понаблюдал кто-нибудь, кто знаком с ключами директивного поведения, или запишите себя на видеомагнитофон и просмотрите запись. Оправдалось ли ваше первоначальное предположение насчет своей главной директивы?

Если вы работаете в группе, разбейтесь на подгруппы по три человека. Решите, кто будет "клиентом", кто "терапевтом", а кто "наблюдателем". Клиент в течение трех минут рассказывает терапевту что-нибудь несложное. Терапевт слушает, как-то откликаясь на этот рассказ, и следит за временем. Наблюдатель, вооружившись ручкой и бумагой, отмечает директивы, обнаруженные в поведении клиента и терапевта. (Чтобы не усложнять задание, на первых порах наблюдатель может сосредотачиваться только на поведении клиента.) По истечении трех минут наблюдатель сообщает о выявленных им симптомах директивного поведения. После этого участники меняются ролями и повторяют упражнение.

Отмечайте признаки директивного поведения в повседневных взаимодействиях между людьми. Упражняйтесь в выявлении директив на работе, в магазине, в транспорте, во время случайных разговоров с друзьями. Не говорите людям, что ведете такие наблюдения , если не уверены, что это их интересует. ***

Известны пять директив:

Будь совершенным/совершенной
Нравься (другим)
Упорно Пытайся
Будь сильным/сильной
Торопись.

Каждая из них дает о себе знать определенной совокупностью слов, интонаций, жестов, положения тела и выражения лица .

Вы уже знаете, как использовать такие "ключи доступа" для поведенческого диагноза состояний Я. Для выявления директивных поведенческих проявлений нужно будет просто сжать временную шкалу. Обычно директивное поведение длится от полсекунды до одной секунды. Чтобы освоить наблюдение таких быстротечных явлений потребуется определенная практика. Но скоро оно станет вашей второй натурой.

Как и в случае поведенческого диагноза в целом, тут важно предупредить против интерпретации, истолкования результатов наблюдения. Не "приписывайте" ничего к тем поведенческим проявлениям, которые вы действительно видите или слышите. Например, наблюдая за мной, у вас может возникнуть искушение сказать, что у меня "строгий вид". Но что именно в моем лице, теле и голосе вы истолковываете как "строгость"? Какие мышцы у меня напряжены? Какой у меня голос – низкий, высокий, громкий, резкий? Приподняты или опущены брови? На что направлен взгляд? Что я делаю руками? Чтобы научиться выявлять директивы, наблюдайте за этими "ключами доступа" к ним. Ниже приводится список характерных признаков для каждой из директив.

Будь Совершенным/Совершенной

Слова : Человек, который выполняет эту директиву, часто употребляет вводные слова и предложения , например:

"Сегодня, как я уже говорил , я расскажу вам о директивах."
"ТА, можно сказать , представляет собой теорию личности."

Могут использоваться также другие слова и предложения наподобие приведенных выше. Они играют роль уточнений, но не добавляют ничего нового к сказанному. Типичные примеры: так сказать, по-видимому, возможно, очевидно, несомненно, наверное, как мы видели .

Другой характерный признак состоит в том, что говорящий может излагать свою мысль по пунктам, называя цифры или буквы, например: "Тема нашего занятия сегодня – первое – директивы; и – второе – их отношение к минисценарию".

Интонации : Нередко как у Взрослого. Голос хорошо поставленный, не высокий и не низкий.

Жесты : Считает на пальцах, сопровождая произнесение цифр или букв при перечислении. Может поглаживать рукой подбородок в традиционном жесте "мыслителя". Может сводить руки, так что кончики пальцев касаются друг друга, образуя букву "Л". Этот жест получил название "домика".

Положение тела : Нередко как у Взрослого. Прямое, уравновешенное вокруг центральной оси.

Выражение лица : Глаза смотрят вверх (реже вниз) и в сторону, обычно в момент, когда делается пауза. Человек как бы пытается прочесть "совершенный ответ", написанный где-то на потолке или на полу. Рот при этом слегка напряжен, уголки губ слегка оттянуты назад.

Нравься Другим

Слова : Человек, который выполняет директиву "Нравься Другим", нередко использует конструкции типа "за здравие – но – за упокой", которые мы уже упоминали в качестве ключа к сценарию "После".

"Мне очень понравилась ваша лекция, но не знаю, запомню ли я то, о чем вы рассказывали."
"Классно гуляем! Но завтра я наверняка буду жалеть об этом."

Такой человек часто будет вставлять в речь вопросительные слова и фразы: Хорошо? Да? У тебя все нормально? Что-то вроде...? Типа...?

Жесты : Разводит руками, ладони обычно раскрыты. Кивает головой.

Положение тела : Плечи приподняты и направлены вперед. Тело наклонено к собеседнику.

Выражение лица : Человек, который выполняет директиву "Нравься Другим", нередко будет смотреть на вас немного опустив лицо. Поэтому ему приходится приподнимать брови. При этом на лбу у него образуются горизонтальные морщины. В то же время рот его принимает форму подобия улыбки. Однако в отличие от подлинной улыбки директивное выражение губ более напряженное. Верхние зубы обнажены, а иногда видны и нижние.

Упорно Пытайся

Слова : Человек, выполняющий эту директиву, будет употреблять слова "пытаться ", "пробовать ".

пытаюсь объяснить тебе, что..."
попытаюсь сделать то, о чем мы договорились."

При таком директивном использовании слова "пытаться" оно всегда означает: "я попытаюсь сделать это вместо того, чтобы сделать". Другие типичные слова: трудно, не могу, что вы говорите?, не понял, это нелегко ..., а также вопросительные междометия вроде ага? э?

Интонации : Такой человек иногда напрягает мышцы гортани, так что голос его звучит сдавленно или приглушенно.

Жесты : Нередко прикладывает руку к бровям или к уху, будто пытается что-то увидеть или услышать. Пальцы могут быть сжаты в кулаки.

Положение тела : Как и в случае "Нравься Другим", нередко наклоняется вперед. Руки могут лежать на коленях. Общее впечатление сутулости.

Выражение лица : Частый признак директивы "Упорно Пытайся" – две вертикальные складки над переносицей. Глаза могут быть сощурены, а иногда и все лицо сморщивается, покрываясь напряженными морщинами.

Будь Сильным/Сильной

Слова : Человек, который выполняет эту директиву, нередко будет использовать фразы, передающие мысль: "я не несу ответственности за свои чувства и поступки, так как они вызваны внешними факторами".

"Ты заставляешь меня сердиться."
"Эта книга меня утомила."
"Мне пришла в голову мысль, что..."
"Его отношение вынудило меня дать отпор."
"Городская среда делает агрессивным."

Говоря о себе, он нередко будет использовать обезличивающие слова вроде человек, люди, вы, мы.

"Похоже, что…" (вместо "мне кажется, что…")
"Вы должны держать свои чувства при себе (имеется в виду "Я должен...")
"В подобных ситуациях человек чувствует себя скованно."

Жесты : Для этой директивы характерно отсутствие жестикуляции.

Положение тела : Нередко наблюдаются "закрытые" позиции. Руки могут быть сложены или скрещены на груди. Нога может быть перекинута за ногу или образовывать "четверку", когда лодыжка одной ноги лежит на колене другой. Все тело выражает неподвижность.

Выражение лица : Лицо бесстрастное и ничего не выражает.

Торопись

Слова : Торопись, быстрее, вперед, пошли, нет времени на...

Жесты : Постукивает пальцами, притопывает или качает ногой, качается или вертится на стуле, часто поглядывает на часы.

Положение тела : Характерное положение отсутствует, но общее впечатление такое, будто человек находится в непрерывном движении.

Выражение лица : Направление взгляда часто и быстро меняется.

Отдельный ключ сам по себе не является признаком директивы

Чтобы с уверенностью диагностировать директиву, нужно обнаружить одновременное присутствие нескольких характерных для нее признаков . Не делайте выводы на основании одного признака. Например, услышав, что я говорю "я попытаюсь...", вы можете заключить: "Ага! Он выполняет директиву "Упорно Пытайся". Но это вовсе не обязательно так. Если бы вы обратили внимание на другие поведенческие ключи, то могли бы заметить, что губы у меня поджаты, что я смотрю в потолок и загибаю пальцы. Эти сигналы свидетельствуют скорее всего о том, что я выполняю директиву "Будь Совершенным". С другой стороны, мои слова "я попытаюсь..." могли бы сопровождаться и поведенческими сигналами, указывающими, что я нахожусь в состоянии Взрослого и никаких директив не выполняю.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни

На сайте сайт читайте: "жизненный сценарий. как мы пишем историю своей жизни"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Как мы пишем историю своей жизни
Ian Stewart, Vann Joines. TA Today (Part IV) Lifespace Publishing. Nottingham and Chappel Hill, 1987 ПРИРОДА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ

Природа и определение жизненного сценария
Первоначально теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-х годов. С тех пор многие авторы развивали ее исходные идеи. Постепенно концеп

Происхождение сценария
Зачем мы принимаем в младенчестве такие всеобъемлющие решения о самих себе, других людях и мире в целом? Чему они служат? Ответ заключается в двух ключевых особенностях формирования сценария.

Выигрышный, проигрышный и безвыигрышный сценарий
В плане содержания сценарии делятся на три группы: выигрышные проигрышные или роковые безвыигрышные или банальные. Выигрышный сценарий По опред

Сценарий в жизни взрослого человека
Во взрослом возрасте, мы иногда воспроизводим избранные нами в младенчестве стратегии поведения. В этих случаях мы откликаемся на происходящее здесь и сейчас так, как если бы это был мир, нарисован

Почему важно понимать сценарий
Почему концепция жизненного сценария играет такую важную роль в теории ТА? Она служит средством, позволяющим нам понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. Такое понимание особенно не

Сценарий и жизненный путь
Берн писал: "Сценарий – это то, что человек в раннем детстве запланировал сделать, а жизненный путь – это то, что происходит на самом деле". Ваш жизненный путь является результат

Жизненная позиция у взрослых: ок-участок
Каждый из нас входит во взрослый возраст со сценарием дальнейшей жизни, написанным по мотивам одной из четырех жизненных позиций. Однако мы не остаемся в избранной позиции все время. Мы ежеминутно

Ок-участок и личностные изменения
Хотя мы постоянно перемещаемся по квадратам Участка, у каждого из нас есть "любимый" квадрат, в котором мы, действуя по сценарию, проводим большую часть времени. Он соответствует занятой

Сценарные послания и младенческое восприятие
Важно помнить, что принимаемые ребенком сценарные решения – это его отклик на собственное восприятие происходящего в окружающем мире. Между тем младенческое восприятие обусловлено младенческ

Виды сценарных посланий
Сценарные послания могут передаваться вербально, невербально или двумя этими способами одновременно. Как вербальные, так и невербальные послания могут включать в себя элем

Двенадцать запретов
Не Живи (Не Существуй) Если вы подумывали когда-нибудь о самоубийстве, то скорее всего ваши сценарные послания включают в себя этот запрет на существование. Это вероятно и в том сл

Эписценарий
Фанита Инглиш описала один особо губительный тип сценарного послания, который она назвала эписценарием. В этом случае родитель налагает запрет, сопровождая его невербальным посланием: "

Как решения связаны с запретами
Мы уже неоднократно подчеркивали, что родительские запреты не могут заставить ребенка написать какой-то определенный сценарий. Ребенок сам решает, что делать с налагаемыми на него зап

Антисценарий
Некоторые люди могут брать какое-то из своих сценарных посланий и обращать его в собственную противоположность. В дальнейшем они следуют не первоначальному посланию, а противоположному. Чаще всего

Шесть схем развития сценария
Вот они: Прежде После Никогда Всегда Почти Неопределенный сценарий. Каждой схеме соответствует определенная тема, описывающая, как человек проживает

Преодоление сценарных схем
Если вы недовольны схемой своего сценария, то можете из нее выйти. Из всех личностных изменений, возможных благодаря ТА, это достигается легче всего. Для начала нужно выявить основную схему, по кот

Главная директива
Каждый из нас демонстрирует все пять форм директивных поведенческих реакций. Однако в поведении большинства людей какая-то одна директива звучит чаще других. Нередко эта же директива выполняется пе

Директивы и схемы развития сценария
Выявив главную директиву человека, можно сказать, по какой схеме развивается его сценарий. Соответствия между директивами и схемами развития сценария приведены в следующей таблице.

Директивы и жизненная позиция
Читая примеры, приведенные в разделе "Директивы и схемы развития сценария", вы могли заметить, что директивные сообщения в контрсценарии неявно содержат в себе суждения о жизненной позици

Пять дозволений
От каждой директивы имеется противоядие, которое называется дозволением. Если вам повезло с родителями, некоторые из этих дозволений вы получили от них. Если нет, то можете дать их себе с

Происхождение директив
Почему существует пять и только пять стереотипов директивных поведенческих проявлений? Почему они у всех людей одинаковы и не зависят от культуры, возраста, образования? Почему каждая директива неи

Минисценарий
Директивы отражают жизненную позицию, построенную на обусловленной ОКейности. Они служат проявлением контрсценарных сообщений. Как и любые другие предписания, директивы могут выполнять в сценарии ф

Четыре мифа
Тейби Кейлер предположил, что в основе директив и вымогательства лежат четыре мифа. Они образуют две пары. Один из мифов в паре исходит от Родителя. Второй представляет собой отклик на н

Известны пять директив:

Будь совершенным/совершенной
Нравься (другим)
Упорно Пытайся
Будь сильным/сильной
Торопись.

Каждая из них дает о себе знать определенной совокупностью слов, интонаций, жестов, положения тела и выражения лица .

Вы уже знаете, как использовать такие "ключи доступа" для поведенческого диагноза состояний Я. Для выявления директивных поведенческих проявлений нужно будет просто сжать временную шкалу. Обычно директивное поведение длится от полсекунды до одной секунды. Чтобы освоить наблюдение таких быстротечных явлений потребуется определенная практика. Но скоро оно станет вашей второй натурой.

Как и в случае поведенческого диагноза в целом, тут важно предупредить против интерпретации, истолкования результатов наблюдения. Не "приписывайте" ничего к тем поведенческим проявлениям, которые вы действительно видите или слышите. Например, наблюдая за мной, у вас может возникнуть искушение сказать, что у меня "строгий вид". Но что именно в моем лице, теле и голосе вы истолковываете как "строгость"? Какие мышцы у меня напряжены? Какой у меня голос – низкий, высокий, громкий, резкий? Приподняты или опущены брови? На что направлен взгляд? Что я делаю руками? Чтобы научиться выявлять директивы, наблюдайте за этими "ключами доступа" к ним. Ниже приводится список характерных признаков для каждой из директив.

Будь Совершенным/Совершенной

Слова : Человек, который выполняет эту директиву, часто употребляет вводные слова и предложения , например:

"Сегодня, как я уже говорил , я расскажу вам о директивах."
"ТА, можно сказать , представляет собой теорию личности."

Могут использоваться также другие слова и предложения наподобие приведенных выше. Они играют роль уточнений, но не добавляют ничего нового к сказанному. Типичные примеры: так сказать, по-видимому, возможно, очевидно, несомненно, наверное, как мы видели .

Другой характерный признак состоит в том, что говорящий может излагать свою мысль по пунктам, называя цифры или буквы, например: "Тема нашего занятия сегодня – первое – директивы; и – второе – их отношение к минисценарию".

Интонации : Нередко как у Взрослого. Голос хорошо поставленный, не высокий и не низкий.

Жесты : Считает на пальцах, сопровождая произнесение цифр или букв при перечислении. Может поглаживать рукой подбородок в традиционном жесте "мыслителя". Может сводить руки, так что кончики пальцев касаются друг друга, образуя букву "Л". Этот жест получил название "домика".

Положение тела : Нередко как у Взрослого. Прямое, уравновешенное вокруг центральной оси.

Выражение лица : Глаза смотрят вверх (реже вниз) и в сторону, обычно в момент, когда делается пауза. Человек как бы пытается прочесть "совершенный ответ", написанный где-то на потолке или на полу. Рот при этом слегка напряжен, уголки губ слегка оттянуты назад.

Нравься Другим

Слова : Человек, который выполняет директиву "Нравься Другим", нередко использует конструкции типа "за здравие – но – за упокой", которые мы уже упоминали в качестве ключа к сценарию "После".

"Мне очень понравилась ваша лекция, но не знаю, запомню ли я то, о чем вы рассказывали."
"Классно гуляем! Но завтра я наверняка буду жалеть об этом."

Такой человек часто будет вставлять в речь вопросительные слова и фразы: Хорошо? Да? У тебя все нормально? Что-то вроде...? Типа...?

Жесты : Разводит руками, ладони обычно раскрыты. Кивает головой.

Положение тела : Плечи приподняты и направлены вперед. Тело наклонено к собеседнику.

Выражение лица : Человек, который выполняет директиву "Нравься Другим", нередко будет смотреть на вас немного опустив лицо. Поэтому ему приходится приподнимать брови. При этом на лбу у него образуются горизонтальные морщины. В то же время рот его принимает форму подобия улыбки. Однако в отличие от подлинной улыбки директивное выражение губ более напряженное. Верхние зубы обнажены, а иногда видны и нижние.

Упорно Пытайся

Слова : Человек, выполняющий эту директиву, будет употреблять слова "пытаться ", "пробовать ".

пытаюсь объяснить тебе, что..."
попытаюсь сделать то, о чем мы договорились."

При таком директивном использовании слова "пытаться" оно всегда означает: "я попытаюсь сделать это вместо того, чтобы сделать". Другие типичные слова: трудно, не могу, что вы говорите?, не понял, это нелегко ..., а также вопросительные междометия вроде ага? э?

Интонации : Такой человек иногда напрягает мышцы гортани, так что голос его звучит сдавленно или приглушенно.

Жесты : Нередко прикладывает руку к бровям или к уху, будто пытается что-то увидеть или услышать. Пальцы могут быть сжаты в кулаки.

Положение тела : Как и в случае "Нравься Другим", нередко наклоняется вперед. Руки могут лежать на коленях. Общее впечатление сутулости.

Выражение лица : Частый признак директивы "Упорно Пытайся" – две вертикальные складки над переносицей. Глаза могут быть сощурены, а иногда и все лицо сморщивается, покрываясь напряженными морщинами.

Будь Сильным/Сильной

Слова : Человек, который выполняет эту директиву, нередко будет использовать фразы, передающие мысль: "я не несу ответственности за свои чувства и поступки, так как они вызваны внешними факторами".

"Ты заставляешь меня сердиться."
"Эта книга меня утомила."
"Мне пришла в голову мысль, что..."
"Его отношение вынудило меня дать отпор."
"Городская среда делает агрессивным."

Говоря о себе, он нередко будет использовать обезличивающие слова вроде человек, люди, вы, мы.

"Похоже, что…" (вместо "мне кажется, что…")
"Вы должны держать свои чувства при себе (имеется в виду "Я должен...")
"В подобных ситуациях человек чувствует себя скованно."

Жесты : Для этой директивы характерно отсутствие жестикуляции.

Положение тела : Нередко наблюдаются "закрытые" позиции. Руки могут быть сложены или скрещены на груди. Нога может быть перекинута за ногу или образовывать "четверку", когда лодыжка одной ноги лежит на колене другой. Все тело выражает неподвижность.

Выражение лица : Лицо бесстрастное и ничего не выражает.

Торопись

Слова : Торопись, быстрее, вперед, пошли, нет времени на...

Жесты : Постукивает пальцами, притопывает или качает ногой, качается или вертится на стуле, часто поглядывает на часы.

Положение тела : Характерное положение отсутствует, но общее впечатление такое, будто человек находится в непрерывном движении.

Выражение лица : Направление взгляда часто и быстро меняется.

Отдельный ключ сам по себе не является признаком директивы

Чтобы с уверенностью диагностировать директиву, нужно обнаружить одновременное присутствие нескольких характерных для нее признаков . Не делайте выводы на основании одного признака. Например, услышав, что я говорю "я попытаюсь...", вы можете заключить: "Ага! Он выполняет директиву "Упорно Пытайся". Но это вовсе не обязательно так. Если бы вы обратили внимание на другие поведенческие ключи, то могли бы заметить, что губы у меня поджаты, что я смотрю в потолок и загибаю пальцы. Эти сигналы свидетельствуют скорее всего о том, что я выполняю директиву "Будь Совершенным". С другой стороны, мои слова "я попытаюсь..." могли бы сопровождаться и поведенческими сигналами, указывающими, что я нахожусь в состоянии Взрослого и никаких директив не выполняю.

ГЛАВНАЯ ДИРЕКТИВА

Каждый из нас демонстрирует все пять форм директивных поведенческих реакций. Однако в поведении большинства людей какая-то одна директива звучит чаще других. Нередко эта же директива выполняется первой в ответ на транзакционный стимул. Поэтому она получила название главной директивы .

У некоторых имеется две главных директивы, выполняемых с равной частотой. Гораздо реже можно встретить людей, у которых три главных директивы или более.

*** УЧИМСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ДИРЕКТИВЫ

Если у вас есть телевизор, найдите в программе какое-нибудь телеинтервью. Используйте его, чтобы поупражняться в посекундном отслеживании директивного поведения.

Если у вас есть видеомагнитофон, запишите эту передачу. Затем просмотрите ее на медленной скорости или используя стоп-кадры. Сравните свои наблюдения с результатами первого посекундного отслеживания.

Понаблюдайте за разными личностями, которых часто можно увидеть на экране, например, телекомментаторами. У кого из них какая главная директива? Отличается ли главная директива вашего самого любимого комика от главной директивы самого нелюбимого политика?

Какая ваша главная директива, как вы считаете? Запишите ответ.

Теперь проведите объективную проверку. Попросите, чтобы за вами понаблюдал кто-нибудь, кто знаком с ключами директивного поведения, или запишите себя на видеомагнитофон и просмотрите запись. Оправдалось ли ваше первоначальное предположение насчет своей главной директивы?

Если вы работаете в группе, разбейтесь на подгруппы по три человека. Решите, кто будет "клиентом", кто "терапевтом", а кто "наблюдателем". Клиент в течение трех минут рассказывает терапевту что-нибудь несложное. Терапевт слушает, как-то откликаясь на этот рассказ, и следит за временем. Наблюдатель, вооружившись ручкой и бумагой, отмечает директивы, обнаруженные в поведении клиента и терапевта. (Чтобы не усложнять задание, на первых порах наблюдатель может сосредотачиваться только на поведении клиента.) По истечении трех минут наблюдатель сообщает о выявленных им симптомах директивного поведения. После этого участники меняются ролями и повторяют упражнение.

Отмечайте признаки директивного поведения в повседневных взаимодействиях между людьми. Упражняйтесь в выявлении директив на работе, в магазине, в транспорте, во время случайных разговоров с друзьями. Не говорите людям, что ведете такие наблюдения , если не уверены, что это их интересует. ***

директивное и недирективное поведение психотерапевта

Поведение психотерапевта во взаимоотношениях с пациентом может устойчиво или динамически проявляться в ходе лечения в виде директивного и недирективного ролевого поведения. В каждый конкретный момент лечебного процесса врач должен учитывать, с одной стороны, свои стратегические задачи, а с другой - меняющиеся потребности, ожидания и установки пациента.

Когда речь идет о директивном поведении психотерапевта, то обычно описывают роли руководителя, учителя, опекуна, менеджера, организатора лечебного процесса, в случае же недирективного поведения - партнера, консультанта, эксперта, помощника. Данный аспект взаимоотношений «психотерапевт-пациент» отражает распределение в этой диаде (аналогично в групповой психотерапии) власти, а значит, и ответственности за ход и результаты лечения.

При директивном поведении психотерапевта прежде всего используется общепризнанный, социально обусловленный авторитет врача как специалиста для формирования взаимоотношений по типу руководства, в котором психотерапевту принадлежит непосредственная власть. Руководство отражает традиционную медицинскую модель отношений «врач-больной», при которой основное значение придается влиянию врача на пациента.

Занимает доминирующую, активную позицию, а больной остается сравнительно пассивным, малоактивным. В этом случае пациенты из-за их личностных особенностей или в связи с характером заболевания неспособны к самостоятельности, они зависимы, ищут опеки, полностью полагаются на указания врача.

Психотерапевт при такой форме ролевого поведения должен осознавать, что этот авторитет не является выражением превосходства его личности, а усиливает его возможности по оказанию помощи. При директивном поведении психотерапевта он структурирует ход лечения, определяет обязанности и права пациента, требования сотрудничества в терапии.

Иногда он утверждается по отношению к больному в роли хорошего родителя или авторитетного лица. Психологический механизм идентификации позволяет пациенту усвоить необходимые конструктивные позиции, взгляды и способы поведения в жизненных ситуациях. При директивной постановке вопросов врач создает свою структуру беседы и сам направляет ее ход, намеренно затрагивает определенные темы в соответствии с разработанной стратегией.

Каковы границы влияния психотерапевта на больного при директивном стиле их общения? Разъяснения, советы и рекомендации достаточно обоснованны, когда касаются медицинского аспекта болезни и лечения. Но обоснованность их значительно уменьшается, когда на них влияют морально-ценностные ориентации врача, которые могут быть иными, чем у пациента.

Например, взгляд психотерапевта на проблемы брака и семьи, выбора профессии или перемены работы может отражать его личный опыт, вызывая некоторое искажение объективного видения проблем пациента и путей их решения. При этой форме ролевого поведения врач использует , моделирование, положительное для формирования более зрелых способов восприятия, переживания и поведения.

Примером может служить поведение психотерапевта-бихевиориста, который составляет для пациента подробную программу определенного поведения. При проведении групповой психотерапии директивное поведение психотерапевта в общем оценивается невысоко, особенно психологами. Оно формально определяется степенью его активности и инициативности в ведении группы.

Директивный психотерапевт планирует ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Психотерапевт, относительно активный и директивный в первой фазе функционирования группы, стремится создать безопасную атмосферу новым, дезориентированным больным, привить им групповые нормы поведения.

Усиление активности и директивности оправданно во время использования психотерапевтических приемов. Тенденция к негативной оценке директивного поведения в профессиональной среде связана, в частности, с убеждением, что подобный стиль может замедлить достижение группой самостоятельности, что является одним из основных условий ее успешного функционирования.

Существуют разнообразные способы, ограждающие группу от чрезмерного или преждевременного вмешательства психотерапевта. Например, аналитики пассивно ждут спонтанного развития отношений в группе; последователи школы Роджерса (Rogers С. R.) создают благоприятный, акцептирующий климат, располагающий к самоэксплорации больных; специалисты по гештальт-терапии постоянно побуждают больного к сознательному выбору и решению, предлагая ему определенное действие или участие в терапевтическом упражнении.

Недирективное поведение врача включает все то, что в широком понимании составляет роль психотерапевта. Он слушает, проявляет эмпатию, гибок в своей тактике и с уважением относится ко всем требованиям пациента, создает для него атмосферу безопасности. Такое поведение является основой терапевтического союза, или рабочего альянса, в психодинамической психотерапии, партнерства как формы неавторитарного сотрудничества в личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.

Эта форма взаимоотношений врача и больного труднее для них, чем руководство, но более продуктивна, когда речь идет не о поддержке и укреплении личности пациента, а о ее коррекции и изменении в направлении большей самостоятельности и ответственности в лечебном процессе и при решении проблем собственной жизни. При недирективной постановке вопросов преобладают темы, которые привносит больной.

Психотерапевт ориентируется на сказанное пациентом и при этом мысленно выделяет определенные аспекты, например эмоциональное переживание. Недирективный групповой психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссий, не влияет на динамику действия, не навязывает исполнения норм. Он использует преимущественно технику отражения и кларификации.

При этом неопределенность высказываний врача побуждает больного к повышенной активности, благоприятствует проявлению в его речи богатого психопатологического материала - неконтролируемых и иррациональных мыслей и чувств, важных с диагностической и терапевтической точек зрения. Недирективное поведение психотерапевта наиболее ярко представляет триада (качеств психотерапевта) Роджерса - эмпатия, принятие и . Для психотерапевта широкой ориентации важно оптимальное и гибкое сочетание этих двух полярных форм ролевого поведения, смена их в зависимости от особенностей лечебного процесса. .